Проекты нормативных документов

Перспективы развития законодательства в строительной сфере в 2016 году проанализированы в прилагаемой статье президента НОПРИЗ М.М. Посохина (тексты законопроектов размещены на сайте Государственной Думы РФ).

Необходимость переработки и актуализации законодательных актов, особенно учитывая востребованность на рынке строительных услуг современных инновационных и BIM-технологий, ставит перед профессиональным сообществом задачу совершенствования правового обеспечения своей деятельности. При этом, пытаясь устранить пробелы в законодательстве, найти единый подход к решению ключевых вопросов отрасли, разработчикам законопроектов не всегда удаётся соблюдать в подготавливаемых поправках баланс интересов правоприменителей и принцип законности.

Начиная с момента своего создания НОПРИЗ совместно с органами исполнительной власти и привлекая саморегулируемые организации активно участвует в совершенствовании законодательной базы, которая порой затрагивает не только сферу саморегулирования, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, но и другие институты права. Среди наиболее актуальных законопроектов, над которыми работал НОПРИЗ в 2015 году и которые находятся на различных стадиях подготовки, в том числе направленных на защиту интересов саморегулируемых организаций, можно назвать следующие.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и иные законодательные акты РФ».

Отдельные положения указанного законопроекта, размещённого Минэкономразвития России для публичного обсуждения в I квартале 2015 года на regulation.gov.ru, заслужили положительной оценки: введение нормы, регламентирующей реорганизацию саморегулируемых организаций в форме слияния или присоединения, и усиление контрольной деятельности саморегулируемых организаций позволит повысить качество и безопасность профессиональной деятельности в сфере саморегулирования. Однако при разработке законопроекта была нарушена последовательность разработки проекта нормативного правового акта: 29 января 2015 года Правительством РФ была рассмотрена «Концепция совершенствования механизмов саморегулирования» (далее — концепция), но с учётом замечаний было принято решение доработать этот документ. Таким образом, законопроект был разработан без учёта положений утверждённой концепции. Также в процессе анализа законопроекта был выявлен ряд существенных замечаний: отсутствие в документе базовых принципов и требований, распространяющихся на всех правоприменителей, и включение/установление дополнительных требований, место которых в подзаконных актах, а не в основном законе. Законопроектом предлагается ввести ряд новелл и в отношении национальных объединений СРО, которые также частично содержат в себе противоречивые положения. Так, например, предусматривается добровольное членство, но не учтено, что членство в НОСТРОЙ и НОПРИЗ является в силу закона обязательным. «Нововведение» о запрете на выдачу доверенности для участия в общем собрании членов СРО ограничивает институт доверенности, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации. Учитывая все недоработки, НОПРИЗ не поддержал указанный законопроект на площадках РСПП, Общественной палаты РФ, в числе прочих мер направив заключения в Минэкономразвития России.

Другим не менее значимым для саморегулируемых организаций является проект поправок к проекту Федерального закона №714996-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанных с Минстроем России и неоднократно проходивших обсуждение на совещаниях у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака. Ещё на стадии публичного обсуждения законопроект вызвал резкую критику со стороны саморегулируемых организаций и их членов, чьи права и обязанности он непосредственно затрагивает. Стоит выделить основные моменты, вызвавшие негодование профессионального сообщества. Законодатель, возлагая на саморегулируемые организации обязанность по возмещению ущерба за неисполнение договорных обязательств их членами, не предусмотрел механизмов контроля выполнения таких обязательств. Правительство РФ наделяется новыми полномочиями в отношении решения всех существенных вопросов по распоряжению компенсационными фондами саморегулируемых организаций, которые относятся к частной форме собственности. Не нашло поддержки предложение о передаче средств компфондов саморегулируемых организаций в доверительное управление управляющей компании, так как это более затратно и рискованно. В случае банкротства профессиональных управляющих компаний не решается проблема возвратности средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Кроме того, не предусмотрены гарантии сохранности средств компенсационных фондов, поскольку не устраняются риски их потери в случаях, не связанных с выплатами потерпевшим, и не возлагаются бесспорные внеочередные обязательства по возмещению этих средств на иных, помимо саморегулируемых организаций, участников процесса инвестирования средств компенсационных фондов.

Поправками к законопроекту было предложено возложить на саморегулируемую организацию исполнение гарантийных обязательств ликвидированного юридического лица — её члена. Однако неясно, каким образом саморегулируемая организация должна выполнять данное требование закона при отсутствии необходимых ресурсов для ведения строительной деятельности и являясь некоммерческой организацией с запретом на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе осуществление строительных (проектных) работ. Преждевременна и норма, касающаяся изменений, согласно которым сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам определяются со дня внесения саморегулируемой организацией соответствующих сведений в единый реестр членов саморегулируемых организаций. В настоящее время национальные объединения саморегулируемых организаций только начинают вести единый реестр членов саморегулируемых организаций и сроки внесения сведений национальным объединением в единый реестр не определены.

Минэкономразвития России на основании мнения профессионального сообщества подготовило и представило в Правительство Российской Федерации заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором концептуально не поддерживает предлагаемое проектом акта регулирование из-за наличия существенных рисков в результате его принятия, а также считает необоснованными и избыточными устанавливаемые проектом акта требования по формированию и размещению компенсационных фондов саморегулируемых организаций и механизм установления ответственности саморегулируемых организаций за действия своих членов. Такого результата удалось добиться путём консолидации усилий НОПРИЗ и профессионального сообщества.

Не остался без внимания НОПРИЗ и проект Федерального закона по внесению изменений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ и отдельные законодательные акты РФ», обсуждаемый на заседании рабочей группы Совета Федерации. Законопроектом фактически предлагается создать параллельную действующим самоуправляемым профессиональным организациям архитекторов систему, которая, по мнению профессионального сообщества, станет дополнительным финансовым и административным бременем для архитекторов. Кроме того, если сопоставить цели и задачи «нового закона» с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности», то даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы увидеть, что в приоритете не развитие архитектурного искусства, не содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а осуществление деятельности профессиональных организаций архитекторов и защита потребителей от их деятельности. Проектом Федерального закона предложено наделить Межрегиональную палату архитекторов такими функциями и правами, как участие в разработке законопроектов, стандартов, относящихся к архитектурной и градостроительной деятельности, представление интересов архитекторов в органах власти, при этом не учтён тот факт, что на сегодняшний день такими полномочиями наделён НОПРИЗ, а принятие подобной нормы приведёт к дублированию полномочий. Возможно, целесообразнее было бы включить Национальную палату архитекторов в действующую систему саморегулирования. Вместе с тем предложение о создании такой единой системы нуждается в предварительном обсуждении в профессиональном сообществе. Ввиду противоречивости и несоответствия нормам и принципам действующего законодательства, введения избыточных ограничений и дополнительной финансовой нагрузки законопроект не был поддержан профессиональным сообществом.

На наш взгляд, наиболее удачными среди предлагаемых проектов поправок можно назвать внесённый в Государственную думу Российской Федерации законопроект №938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства), который был поддержан профессиональным сообществом ввиду его направленности на:

усиление ответственности саморегулируемых организаций и их должностных лиц за деятельность своих членов;

наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, правом получения сведений из кредитных организаций РФ о размещении саморегулируемыми организациями средств компенсационных фондов;

урегулирование вопросов уплаты госпошлины за внесение изменений в Государственный реестр СРО и предоставление сведений из указанного реестра.

В настоящее время в условиях экономического кризиса, когда организациям приходится прекращать свою деятельность, численность членов саморегулируемых организаций снижается. Градостроительным кодексом РФ предусмотрено, что основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций является в том числе неисполнение саморегулируемой организацией требований к её численному составу. Решением сложившейся проблемы может стать либо набор новых членов до необходимого минимального количества, либо реорганизация в форме присоединения к другой саморегулируемой организации. Таким образом, осуществление процедуры реорганизации саморегулируемых организаций возможно только с исключением сведений о некоммерческой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций, а соответственно, и потерей компенсационных фондов.

В целях решения данной проблемы НОПРИЗ была проведена работа по обсуждению необходимости внесения соответствующих поправок в нормативно-правовые акты Российской Федерации, в результате которой были разработаны предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс и Федеральный закон №315-ФЗ, предусматривающие порядок реорганизации саморегулируемых организаций в строительной сфере в форме присоединения, которые прошли обсуждения на круглых столах и в комитетах НОПРИЗ. В настоящее время данные предложения направлены в Минстрой России и НОСТРОЙ для доработки и дальнейшего продвижения как законодательной инициативы. Принимая во внимание, что негативные последствия экономического кризиса сказались на сокращении объёмов работ в строительной сфере, а в отдельных случаях стали причинами временного прекращения деятельности некоторых компаний, СРО РНП «Содружество строителей Республики Татарстан» выступило с инициативой о дополнении ст. 55.8 ГрК РФ в части добровольного приостановления действия свидетельства о допуске к определённому виду/видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства на срок до одного года. Рассмотрев предложенную инициативу, НОПРИЗ концептуально поддержало позицию коллег. При этом профессиональным сообществом было высказано мнение об установлении максимального срока такого приостановления — шесть месяцев. В настоящее время данные предложения рассматриваются в Минстрое России.

Как сообщили в пресс-службе национального объединения строителей, в настоящее время происходит обсуждение законопроектов, с текстом которых можно ознакомиться на сайте Государственной Думы.

Законопроект № 778655-6 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требует внесения поправок, среди которых значительное расширение сферы применения законопроекта, упорядочивание широкого круга вопросов, возникающих в связи с реновацией существующей застройки.

Законопроект № 945097-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования отдельных положений земельного законодательства об образовании и предоставлении земельных участков) направлен на уточнение отдельных норм законодательства, связанных с комплексным освоением территорий, развитием застроенных территорий и некоторыми институтами земельного права, в том числе институтом перераспределения земельных участков между частными лицами и органами публичной власти.

Законопроект №1029618-6 «О независимой оценке квалификации» устанавливает состав участников оценки квалификации и содержит иные положения, затрагивающие интересы строительной отрасли.

Также рассматриваются законопроекты №938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства), № 941582-6 «О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части установления возможности изъятия земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод), №1010878-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», №976764-6 «О деятельности строительных рейтинговых агентств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части введения института технологического проектирования и градообразующих факторов).

 

Название документаРазмерДата публикации
ТР_201-00_Техрегламент ЕврАзЭС.doc434.5 кб21/11/2011 15:40

Дата публикации: 27/04/2016 12:34