Минстрой предлагает ограничить практику привлечения субподрядчиков

29/09/2016

Генподрядчиков, занимающихся строительством по госконтрактам, предлагается обязать выполнять не менее 30% работ самостоятельно — с такой инициативой выступает Минстрой. Аргументирует ведомство свою идею предотвращением "размывания" ответственности при привлечении множества субподрядчиков, а также повышением качества выполняемых работ — исполнять госконтракт при таком условии смогут более квалифицированные игроки.

Таким образом, субподрядные организации, которые выйдут из СРО, окажутся полностью отстраненными от участия в государственных и муниципальных закупках как в качестве подрядчиков, так и на субподряде у компании, выигравшей тендер.

Как сообщает “Коммерсант”, Минстрой предлагает ограничить возможности застройщиков, работающих по госконтракту, в части привлечения субподрядчиков — ведомство настаивает на самостоятельном выполнении генеральным подрядчиком не менее 30% работ (в стоимостном выражении) от цены контракта. В подготовленном министерством проекте постановления правительства предполагается, что такое условие будет включаться непосредственно в госконтракт на строительство или реконструкцию капитальных объектов, но при условии, что в отношении таких объектов принято соответствующее решение — правительством или руководством региона. Отметим, с начала июля этого года закон о госзакупках (44-ФЗ) предусматривает право федеральной власти устанавливать виды и объемы работ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить без привлечения других лиц к исполнению контракта.

Подобных требований стоило ожидать — власти неоднократно высказывали претензии к компаниям, практикующим массовое привлечение субподрядчиков, особенно когда дело касается крупных госстроек. Самые громкие истории — строительство космодрома Восточный, при котором насчитывалось до шести уровней субподряда, и "Зенит-Арены" в Санкт-Петербурге. Впрочем, комментируя свою инициативу, Минстрой не акцентирует внимание на неприятных историях с субподрядчиками, а вместо этого заверяет — новое требование обеспечит "привлечение более опытных и компетентных исполнителей". Кроме того, в ведомстве рассчитывают, что обязанность выполнять часть работ самостоятельно позволит сократить сроки работ за счет "снижения времени на мобилизацию на начальных этапах" и "уже существующих и налаженных процессов управления строительством".

Отметим, Минстрой выступает против злоупотреблений официально оформленными субподрядными отношениями. При этом ранее власти в лице Федеральной антимонопольной службы дали понять рынку, что намерены пресекать и неформальную кооперацию мелких участников рынка при выполнении крупного контракта. Напомним, недавно (см. "Ъ" от 17 августа) служба уличила десятки предприятий в сговоре при поставках ведомственной формы — хотя последние настаивают, что специфика рынка вынудила их выбирать между совместным выполнением крупного заказа и простоем проигравших борьбу за контракт производств.

Объем госконтрактов в отрасли в целом за первое полугодие составил 1,9 трлн руб., ссылается издание на данные Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК).  По расчетам аналитиков, 31% общего объема контрактов обеспечили три крупнейших заказчика. Лидером по числу заказов стал «Газпром», заключивший контракты на 394 млрд руб. (19,72% от общего объема), на втором месте —»Транснефть» (97,5 млрд руб. и 4,88%), на третьем — департамент строительства города Москвы, объединяющий заказы самого ведомства, а также КП «Управление гражданского строительства», КП БСА «Лужники» и АО «Мосинжпроект» (87,9 млрд руб. и 4,4%).

«Объем госзаказов, связанных с обороной и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года, растет, в то время как сокращаются темпы строительства школ, детских садов, объектов инфраструктуры»,— отмечает консультант практики «Девелопмент» компании «НЭО Центр» Алена Чупракова.

В то же время в РАСК констатируют: более 25% заказов приходится на строительные работы, выполненные для нефтегазового сектора, еще 10% — на транспортное строительство, включая объекты «Росавтодора», ГКУ «Дирекция транспортного строительства», ГУП «Московский метрополитен» и ОАО РЖД.

 

«Раньше участие в тендерах считалось очень выгодным, но сейчас себестоимость работ значительно выросла, доходность упала, при этом срыв сроков или невыполнение обязательств заканчиваются тюремными сроками», — цитирует «Коммерсантъ» партнера «Химки Групп» Дмитрия Котровского.

Дата публикации: 29/09/2016 16:50

Дата последнего обновления: 30/09/2016 18:02