Конференция «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

25/03/2016

 РЕЗОЛЮЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ  ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» 

24 марта 2016 года                                                                                                                                                           Санкт-Петербург

Участники конференции констатируют:

1. Несмотря на экономический кризис, экономические и политические санкции строительная отрасль практически сохранила свои позиции, оставаясь основным движителем экономики страны. По данным Росстата в 2015 году строители ввели в эксплуатацию 83,8 млн.кв.м. жилья, что на 0,99% меньше, чем в 2014 году (84, 2 млн.кв.м.).

2. В Санкт-Петербурге в 2015 году введено в эксплуатацию 3,031 млн. кв. м. жилья, что составляет 112,2% от планового ввода. В Ленинградской области в 2015 году сдано 2,323 млн.кв.м. жилья, что составляет 141% от запланированного ввода, успешно работает в Ленобласти Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

3. Минстроем России подготовлена Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Определены основные направления и установлены конкретные цифровые показатели инновационного развития строительной отрасли.

4. Строительной отраслью взято направление на развитие отечественной строительной индустрии с целью максимального обеспечения замены импортных строительных материалов, изделий, технологического оборудования, программного обеспечения проектной деятельности отечественными разработками.

5. Принят федеральный закон «О стандартизации», выполнение положений которого позволит актуализировать нормативную базу в Российской Федерации, в том числе в строительной отрасли.

6. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, которая определила основные направления развития на ближайшие годы, тем самым подтвердив перспективность саморегулирования в строительной отрасли.

7. Готовится заседание Государственного Совета Российской Федерации «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации».

8. Санкт-Петербург включен в число шести субъектов РФ, которые должны разработать в 2016 году стандарт развития конкуренции на социально значимых рынках. Это накладывает особую  ответственность на администрацию города и его общественные организации.

9. Техническое регулирование актуализируется в соответствии с планами совершенствования национального правового и нормативного регулирования и в рамках Евразийского экономического союза.

10. Градостроительная политика, взаимоотношения заказчика и генподрядчика, проблемы долевого строительства жилья, страхования строительных рисков находятся в постоянном внимании со стороны руководства страны, города и области.

Вместе с тем участники конференции отмечают:

1. Остаётся актуальной проблема повышения качества для инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ряде случаев отмечается низкое качество ряда архитектурно-строительных проектов, которое зачастую является следствием несовершенства нормативно-правовой базы, демпинга во время проведения торгов, давления заказчиков, стремящихся неоправданному снижению стоимости проектирования и строительства. Одной из причин является то, что на строительном рынке слабо развиты конкуренция между исполнителями, борьба с монополизмом и поддержка малого и среднего бизнеса.

2. Отсутствует системный подход в развитии строительства в части  импортозамещения, особенно в промышленности строительных материалов и производстве отечественной строительной техники.

3. Не решена проблема безнаказанного роста контрафактных и фальсифицированных строительных материалов и изделий с незаконными, поддельными сертификатами, либо сертификатами, оформленными с нарушением действующих правил и процедур.

4. Отрицательно сказываются на состоянии рынка строительных материалов и изделий дисбаланс спроса и предложений, ценовые войны, демпинговые цены.

5. Наблюдается спад ипотечного кредитования, которое является одним из источников заработка строителей. В 2015 году по данным Минфина России выдано средств на 35% меньше, чем в 2014 году.

6. Программа развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг. в части, касающейся строительства, практически не выполнена. Более того, именно  в эти годы многократно усилилась монополизация рынка, особенно в жилищном строительстве. В разы уменьшилась доля компаний малого и среднего бизнеса в общем объеме подрядных работ, сокращаются строительные мощности, уменьшается фронт работ, увеличивается количество неплатежей, все это не способствует развитию строительного рынка

7. По возможностям вхождения в рынок строительных услуг Санкт-Петербург занимает одно из последних мести среди городов России. Это препятствует развитию конкуренции, ведет к банкротству многих компаний, снижает совокупный потенциал строительных мощностей строительного комплекса.

8. Не решена проблема появления обманутых дольщиков. Вступивший в силу в 2014 году 294-ФЗ, устанавливающий порядок страхования гражданской ответственности застройщиков жилья, не работает или работает не в полной мере. До настоящего времени не решен вопрос перестрахования гражданской ответственности застройщиков.

9. Приказ Минстроя России от 16.06.2014 г. №294/пр практически лишил возможности страхования госзаказчиком строительно-монтажных рисков. Из сводных сметных расчетов были исключены расходы на страхование и компенсацию подрядчикам затрат на страхование. Теперь все риски строительства для государственных нужд ложатся на государственный бюджет.

10. Отсутствует механизм обеспечения сохранности компенсационных фондов СРО и возможности возмещения вреда, наступившего в результате недостатков работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, в случаях отзыва у банков лицензий и дальнейшего их банкротства. По экспертным оценкам общее количество «пострадавших» таким образом саморегулируемых организаций составляет более 70, а общий размер «зависших» компенсационных фондов – более 8 млрд. рублей.

Участники конференции предлагают:

1. Службам государственного строительного надзора и экспертизы, организациям негосударственной экспертизы осуществлять постоянный мониторинг качества разработки и реализации архитектурно-строительных проектов.

2. Для повышения качества строительных материалов и изделий, как фактора, влияющего на качество и безопасность зданий и сооружений, необходимо:

- актуализировать нормативные требования по контролю качества на всех этапах их производства;

- провести добровольную сертификацию производств, создать и вести реестр сертифицированных производителей строительных материалов и изделий;

- вести регулярный мониторинг качества строительных материалов и изделий на строительных объектах.

3. Обратиться в Федеральную антимонопольную службу России с предложением рассмотреть вопрос о фактах необоснованного завышения цен на ряд строительных материалов и изделий, применяемых в строительстве, в том числе металл, цемент и др.

4. Признать чрезвычайно важной проблему необеспеченности сохранности компенсационных фондов СРО в результате отзыва у банков лицензий и дальнейшего их банкротства.

5. Строительному и страховому сообществу, общественным профессиональным объединениям рассмотреть и дать свои предложения для внесения в действующее законодательство, направленных на обеспечение возмещения вреда за счет страхования саморегулируемыми организациями рисков невозможности использования средств компенсационных фондов из-за банкротства банков, в которых они размещались.

6. Обратиться в Министерство финансов РФ, Банк России с предложением о внесении поправок в законодательные акты, направленных на изменение очередности требований саморегулируемых организаций (в части компенсационных фондов) в процедуре несостоятельности (банкротства) организаций, в которых размещались средства компенсационных фондов.

7. Строительному и страховому сообществу, общественным и профессиональным объединениям рассмотреть и дать свои законодательные предложения, направленные на обеспечение сохранности компенсационных фондов СРО в условиях нестабильности банковской системы и создание альтернативных механизмов, позволяющих обеспечивать возмещение вреда в порядке статьи 60 Градостроительного кодекса РФ без возложения дополнительного финансового бремени на членов СРО.

8. Считать проблему развития конкуренции на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга крайне актуальной и призвать все строительные общественные организации и строительные компании активно включиться в эту работу.

9. Организовать рабочую группу с участием представителей профильных комитетов, общественных профессиональных объединений для разработки Стандарта развития конкуренции на рынке строительных услуг. Основной целью создания стандарта считать повышение уровня строительного производства, снижение затрат, повышение качества строительства.

10. Рекомендовать Правительству Санкт-Петербурга разработать и утвердить совместно с АИЖК специальный механизм проектного финансирования в целях строительства социального жилья и других объектов социальной инфраструктуры. 

11. Обратиться к Губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с предложением рассмотреть вопрос о применении при государственных закупках строительных работ минимальных размеров обеспечения исполнения контракта, установленных части 6 статьи 96 Федерального закона №44-ФЗ, в зависимости от начальной (максимальной) стоимости контракта на уровне 5% и 10% соответственно.

12. Подготовить и внести предложение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга обратиться в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой по внесению изменений в 44-ФЗ в части дополнения части 3 статьи 96 альтернативной мерой обеспечения исполнения контракта с использованием страхования ответственности.

13. Поддержать проект Правил землепользования и застройки. Ввести переходный период для внедрения ПЗЗ и возможности корректировки проектной документации на соответствие новым требованиям.

14. Предложить разработчикам ПЗЗ, представителям надзорных и контрольных органов, архитектурно-проектных организаций строительных компаний, общественных профессиональных объединений проработать проект ПЗЗ и дать свои предложения для внесения изменений и дополнений.

15. Обратиться в контрольное управление администрации Президента РФ с предложением о разработке  экономически оправданных сметных нормативов при страховании объектов капитального строительства.

16. Обратиться к Губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с предложением об установлении требования о страховании строительно-монтажных рисков в государственных контрактах.

17. Активизировать работу по разъяснению способов и возможностей обеспечения ответственности застройщиков с целью недопущения появления обманутых дольщиков, снижения социальной напряженности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Дата публикации: 25/03/2016 12:42

Дата последнего обновления: 30/03/2016 17:25