Неквалифицированные заказчики встретились с неквалифицированными исполнителями

01/12/2015

Системе саморегулирования в строительной отрасли России шестой год. О главных итогах, сложностях и успехах, о перспективах "РГ" рассказал президент Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ) Николай Кутьин.

В чем оказалась у саморегулирования в строительстве главная трудность?

 
Кутьин: На мой взгляд, главная проблема не вокруг так называемых коммерческих СРО. Много копий сломано, много выступлений на эту тему, но на самом деле главные трудности не здесь. Они на стройплощадке.
 
У нас общая задача - нужно качественное, безопасное строительство, нужны качественные материалы, чтобы передавать заказчику качественные объекты. И вот здесь большие проблемы, потому что соединились две крайне плохие ситуации.
 
Первая - на самой стройке. В строительство оказалось вовлечено огромное количество неквалифицированных специалистов. Например, бывшие военнослужащие - отличные офицеры, добросовестные люди, которые при сокращении армии искали себя и пришли в строительство. У многих из них есть инженерное образование, но строитель - это все-таки другая специальность. Люди многих других профессий увидели в строительстве финансово привлекательные условия и пошли организовывать строительные компании, создавать бригады. И эта армия непрофессионалов двинулась на стройки по всей стране. Согласно статистике, сегодня в России зарегистрировано более двухсот тысяч строительных компаний. И что, все они профессионалы? Конечно, нет! Профессионалов, хороших инженеров, настоящих специалистов, которые разбираются в проектной документации, чертежах, способны правильно ставить задачи, наберется несколько сотен на всю страну. Их на рынке, как говорится, знают в лицо. Соответственно, качество строительства низкое.
 
Вторая проблема, не менее тяжелая, - огромное количество спонтанно возникающих заказчиков. Директору школы выделили деньги на капитальный ремонт школы. Он ведь не специалист в строительстве, как ему в одночасье стать профессиональным заказчиком? Но полномочия дали, и директор школы уже определяет и принимает объемы строительных работ, подписывает договоры... Идем дальше, выше. Разве у нас везде специалисты в строительстве? Но через структуры государственной, муниципальной власти, через коммерческие структуры на стройку пошли триллионы рублей!
 
И в этой ситуации встретились с одной стороны - неквалифицированный заказчик, с другой - неквалифицированный исполнитель. Одни не могут грамотно сформулировать задачу и проконтролировать исполнение, вторые - не способны качественно справиться с объемами. Но договариваться надо. И что же получил рынок? Бешеные перетоки денег, субподряды, откаты, все то, о чем бьют тревогу Счетная палата и администрация Президента - количество освоенных на стройках денег не компенсируется объемом и качеством выполненных работ. У нас самое дорогое в мире строительство и при этом не всегда качественное.
 
Поэтому, когда мы говорим о трудностях, эта - главная. Саморегулирование не может жить отдельно от того, для чего оно создано - для осуществления строителями качественной работы на основе единых стандартов, правил и норм. Как с этим быть? Президент России в своем выступлении перед депутатами в прошлом году не зря сказал о возможном создании единого технического заказчика, который будет качественно выполнять работы в интересах всех министерств и ведомств, принимая строительные работы и проверяя их.
 
- Какова роль саморегулирования в решении этой проблемы?
 
Кутьин: Самая непосредственная. Мы должны предложить новые модели взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком. Уже в течение года НОСТРОЙ вместе со всеми заинтересованными сторонами разрабатывает законопроект о строительном подряде, чтобы договоры подряда содержали понятные и единые требования, формировали справедливую цену.
 
Ценообразование должно отвечать запросам общества и безопасности. Надо понимать, что безоглядное повышение цены - это нездоровое обогащение отдельных лиц, создание коррупционных возможностей и снижение количества объектов, которые можно построить. А безоглядное снижение цены приведет к снижению качества и надежности, долговечности объектов строительства.
 
Еще одна важная задача - создание новых квалификационных требований к рабочим и инженерно-техническим работникам, становление единой системы оценки соответствия всех строителей этим требованиям. Оценка квалификации должна проводиться открыто и добросовестно, чтобы на стройке оказались только специалисты, а не те, кто просто захотел поработать.
 
И здесь роль саморегулирования очень важная. Мы работаем как две системы в одной. Система нижнего звена саморегулирования - это саморегулируемые организации, чьи основные усилия должны быть направлены на проверку деятельности строительных компаний - членов СРО. Верхний уровень саморегулирования - Национальное объединение - концентрируется не на проверках, а на создании единых стандартов, диалоге с властью по вопросам принятия единых документов и требований на общероссийском уровне. И нам нужно ежегодно разрабатывать предложения, реализация которых позволит достигать качественных показателей.
 
Сейчас мы поэтапно решаем эту задачу. Рассчитываем на поддержку Минстроем России наших предложений в отношении разработки единых подходов и стандартов по договорам подряда. Мы ведем постоянный диалог по разработке образцов договоров подряда на отдельные виды работ и надеемся, что некоторые конкретные проекты договоров увидят свет уже осенью этого года. Продолжаем работу по законопроекту о государственном муниципальном строительном подряде. Плюс постоянно разрабатываем стандарты в области квалификации специалистов. В этом вопросе нас уже услышали.
 
Я надеюсь, что вся эта огромная работа принесет со временем те результаты, которых мы должны достигнуть. Система, мы все должны пройти через определенные этапы. Поэтому пять лет саморегулированию - замечательный возраст, но через десять лет, уверен, все будет гораздо лучше.
 
- Николай Георгиевич, как бы вы оценили нынешнее состояние строительной отрасли?
 
Кутьин: Состояние строительной отрасли целиком зависит от состояния страны. Если налажен процесс обучения, подготовки грамотных специалистов - это первый залог успеха. Второй - это уровень законодательных требований к объектам строительства, к применяемым технологиям. Государство закладывает высокие требования к безопасности труда, это сказывается и на строительной отрасли. И, наконец, если экономика государства развивается, то существенная часть бюджета - это стройки, развитие инфраструктуры, жилищное и промышленное строительство. Мы абсолютно неразрывно связаны. Сейчас ситуация далека от идеальной. В госпрограммах на строительные проекты заложены одни суммы, а реальность уже показывает, что необходимы другие.
 
Крайне важно, чтобы заказчики и инвесторы в лице государства более ясно дали понять строителям, что мы будем строить. Строительные компании должны понимать, какая у них перспектива, как им жить завтра, сколько потребуется сотрудников и уровень их оплаты, какое оборудование необходимо иметь для выполнения поставленных задач. Если число проектов, объемы строительства и финансирования будут сокращаться, то строителям надо к этому готовиться, чтобы не подорвать экономику своих предприятий. Поэтому во многом развитие отрасли зависит от правильно поставленных задач и от прозрачности тех решений, которые принимаются инвесторами и государственными заказчиками.
 
Источник: rg.ru

Дата публикации: 01/12/2015 14:00

Дата последнего обновления: 01/12/2015 14:03