Задачи Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям

20/04/2012

Комитет Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям (один из ключевых, его основная задача - законодательное обеспечение в сфере строительства и земельных отношений) недавно комитет возглавил новый председатель - Алексей Русских. С ним беседует корреспондент “Вестника PCC”.

ВЕСТНИК PCC: Алексей Юрьевич, какие цели и задачи ставите перед собой и перед возглавляемым вами комитетом? Следует ли ожидать каких-либо нововведений в деятельности вашего Комитета? На каких основных направлениях вы сконцентрируете свое внимание?

Алексей РУССКИХ: Наш Комитет всегда играл и играет одну из ключевых ролей в Государственной думе. Это не удивительно, ведь основная задача Комитета - законодательное обеспечение таких важнейших направлений, как строительство и земельные отношения. Базовыми законодательными актами, над совершенствованием которых мы работаем, являются Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Эта работа требует серьезной отдачи и высокого профессионализма от всех членов Комитета и от аппарата Комитета. Основное внимание мы должны уделить решению таких проблем, как снятие административных барьеров при строительстве, повышение качества и безопасности строительства, создание эффективных механизмов развития «зеленого» и энергоэффективного строительства, борьба с коммерциализацией саморегулируемых организаций. Мы продолжим работать над законодательством для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: в весеннюю сессию 2012 года планируется принятие законопроекта, благодаря которому будут созданы условия для развития строительства малоэтажного жилья и жилья экономического класса. Также планируется уточнить порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в целях снятия административных барьеров, урегулировать порядок первоочередного(внеочередного) предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.

ВЕСТНИК РСС: Какие законопроекты будут приняты в ближайшее время, которые позволят улучшить ситуацию в строительном комплексе России?

А.Р.: Сейчас в портфеле Комитета несколько проектов федеральных законов, принятие которых может способствовать развитию строительной отрасли. Прежде всего, это законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса». Указанным законопроектом предусмотрен механизм, позволяющий продавать такое жилье по фиксированной цене ниже цены, устанавливаемой Минрегионом России. Такой результат достигается за счет бесплатного предоставления застройщику, победившему в аукционе, земельного участка, обеспеченного инженерной инфраструктурой. В период весенней сессии мы ожидаем от Правительства Российской Федерации законопроект, предусматривающий отмену деления всех земельных участков на категории. Главной целью законопроекта будет являться дальнейшая гармонизация земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Недавно министр регионального развития Виктор Федорович Басаргин заявил, что Правительством Российской Федерации готовятся поправки в Градостроительный кодекс в части повышения репутационной ответственности строительных компаний, введения института главных инженеров и архитекторов проекта. Продолжаем работать над законопроектом, разрешающим строить на территории Российской Федерации в соответствии с иностранной проектной документацией, применяемой повторно. Такие изменения должны способствовать развитию интеграционных процессов и привести к улучшению инвестиционного климата Российской Федерации, использованию передовых проектных и технологических решений. Важен законопроект, который находится на рассмотрении в нашем Комитете, уточняющий способы размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Его принятие позволит размещать заказы не только путем проведения аукциона в электронной форме, но и с помощью конкурса. Будет создана альтернатива открытым аукционам в электронной форме, благодаря которой будет учитываться не только цена контракта, но и квалификация участников размещения заказа, что положительно повлияет на качество выполняемых работ и эффективность использования бюджетных средств.

ВЕСТНИК РСС: Безусловно, огромную роль в развитии стройкомплекса страны играет институт саморегулирования. Но все признают, что эта система имеет очень большие недостатки. Что необходимо предпринять, чтобы механизм саморегулирования в строительной отрасли работал без сбоев?

А.Р.: Строительная отрасль играет важную роль в экономике Российской Федерации. Повышение качества строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов, предупреждение причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде требуют высокого профессионализма и большой степени ответственности от саморегулируемых организаций. Хотелось бы отметить, что введение института саморегулируемых организаций в строительстве было объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных низким качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. К сожалению, следует признать, что ожидаемого эффекта в полной мере достичь не удалось. Сейчас на рынке существует немало недобросовестных саморегулируемых организаций, по сути «торгующих» допусками к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому основная задача, стоящая перед нами сегодня, - это решение данной проблемы. Уход с рынка таких нечестных игроков и привлечение их к ответственности должны дать важный толчок к развитию института саморегулирования в строительстве и обеспечению безопасности строительства. Для достижения этой цели Комитетом совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом¬ому надзору, общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» разрабатываются дополнительные меры,направленные на пресечение деятельности недобросовестных саморегулируемых организаций.

ВЕСТНИК РСС: В этом году Россия вступает в ВТО. По вашему мнению, как это отразится на работе строительного комплекса? Во благо ли пойдет это вступление или же во вред для стройкомплекса России? К чему надо быть готовым строительным компаниям?

А.Р.: На мой взгляд, следует выделить три основных направления в рамках строительной отрасли, на которые могут оказать влияние интеграционные процессы, связанные со вступлением России в ВТО. Это, во-первых, законодательное обеспечение строительной деятельности, во-вторых, допуск иностранных компаний и работников на строительный рынок (выполнение работ по строительству) и, в-третьих, допуск иностранных компаний и работников на рынок строительных материалов. В рамках первого направления основной задачей является дальнейшее совершенствование норм законодательства, гармонизация технических норм. Проблемой может стать неготовность части нашего строительного бизнеса играть по новым, более сложным правилам. Бояться допуска иностранных компаний и работников на строительный рынок, по моему мнению, не стоит, т.к. у нас уже работают основные иностранные компании. Я хотел бы уточнить, что в сфере строительства Россия не берет на себя каких-либо обязательств в отношении возможности допуска на рынок физических лиц, являющихся гражданами стран-членов ВТО. Это означает, что так называемый «кадровый риск» во многом является мифом, т.к. Россия продолжит самостоятельно определять миграционную политику в отношении допуска иностранных рабочих. Исключение составляют так называемые «горизонтальные обязательства», но какого-либо серьезного воздействия на общую картину они не окажут. Важно понимать, что после вступления в ВТО доступ к субсидиям и иным формам государственной поддержки может быть предоставлен только юрлицам Poccийской Федерации, учрежденных в пределах территории Российской Федерации или в предела отдельного региона Российско Федерации. Не стоит забывать и об открывающихся для нас внешних рынках. Вступление в ВТО открывает дорогу российскому бизнесу на соответствующие рынки других стран, что должно способствовать развитию бизнеса в России и развитию интеграции между странами- членами ВТО. Я полагаю, что оснований с пессимизмом смотреть на процессы,связанные со вступлением России в ВТО, относительно строительной отрасли у нас нет.

Дата публикации: 20/04/2012 19:44

Дата последнего обновления: 23/04/2012 15:39