У правительства всегда мало денег и у нас – тоже

15/10/2015

 Участником петербургской урбанистической конференции «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен» стал гость из Ванкувера – профессор университета Саймона Фрейзера (Канада) Майкл Геллер.Он выступал на пленарном заседании, а также прочел лекцию о своих взглядах на организацию городской среды.

Ванкувер, который стал городом полтора века назад, намного моложе даже Петербурга, не говоря уж о старых европейских городах. Тем не менее вопрос охраны наследия важен и для него. По мнению канадского мэтра, надо выделить самые знаковые точки, места, где невозможно вмешательство, а также части города, где режим охраны должен быть слабее (он назвал их зонами исторического наследия). Для Канады, как и для России, актуален вопрос, как заманить инвестора в реконструкцию старых промышленных зданий? Причем не просто заманить, а сделать так, чтобы это было выгодно предпринимателям, но не разрушало ткань мегаполиса.

Майкл Геллер привел пример Ванкувера, где реализована идея «переноса права на уплотнительную застройку». Инвестор, идущий на щадящую реконструкцию одного объекта, получает право вторгнуться в городскую среду на другой площадке. Скажем, он получает полномочия надстроить один-два этажа. Более того, такими правами можно обмениваться и даже торговать ими. Для этого была создана своеобразная биржа, на которой за «живые» деньги третьи лица покупают «права на вторжение». От себя добавим, что это весьма спорный механизм. Во-первых, возникает коррупционный риск (может быть, в Канаде со взяточничеством борются лучше, но у нас свои реалии). Во-вторых, не всегда хорошо портить одни исторические виды ради охраны и спасения других.

Но у ванкуверцев есть резоны. «Компенсации девелоперам от города могут быть денежными, но у правительства всегда мало денег, и у нас – тоже», – пояснил Геллер. Он не раз повторил, что город должен развиваться. Здание, если оно не абсолютный шедевр, не стоит вечно. И у них, как и у нас, старые промзоны превращаются в современное жилье, магазины. Одновременно с реконструкцией до современных норм повышается энергоэффективность зданий, построенных в позапрошлом веке. Данный подход оказался результативным: еще 20 лет назад девелоперы не хотели инвестировать в центр Ванкувера, а сейчас он активно модернизируется.

Концепция устойчивого развития для Майкла Геллера не пустой звук. Он считает очень важным развивать «зеленый» транспорт (например, велосипед), а также создавать комфортные условия для пешеходов. Ванкувер стоит на берегу одноименной гавани, вдоль берега проложены пешеходная и велодорожки. Сейчас в крупнейшем городе Британской Колумбии (провинция Канады) в новых зданиях действует норматив на каждую квартиру – по полтора места для хранения велосипедов. «В 2007 году я впервые побывал в Петербурге, здесь тогда был минимум велосепедистов, сейчас я вижу, что положение меняется», – делится впечатлениями Геллер.

Легкорельсовый скоростной транспорт дома у мистера Геллера – тоже стимул для отказа от лишних поездок на личном авто. У нас же ЛРТ только в проекте. При этом Майкл Геллер считает необходимым учитывать местные особенности: где-то водные автобусы становятся настоящим средством транспорта, а не туристским аттракционом (как в Сиднее). А в городах Азии на помощь пассажиру приходят такси-мотороллеры.

«Не бойтесь экспериментировать! Даже цветовое решение заурядного современного здания может превратить его в арт-объект, привлечь туристов», – резюмировал Геллер. 

 http://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/zakonnoe_vtorzhenie_v_nbsp_istoriyu/?sphrase_id=19300

Дата публикации: 15/10/2015 18:01

Дата последнего обновления: 15/10/2015 18:02