Смольный собирается усовершенствовать систему госзаказа

11/08/2015

Смольный планирует очистить рынок госзаказа от компаний, позволивших себе просрочки и низкое качество выполненных работ. В ближайшее время Комитет по строительству грозится расторгнуть контракты ГК «Единые решения». Подрядчик ссылается на неисполнение заказчиком своих обязательств.

О новой политике Смольного, подводя итоги года на рынке строительства, рассказал председатель Комитета по строительству Михаил Демиденко на минувшей неделе. «Что касается работы подрядчиков на бюджетных объектах, то ситуация неутешительная: за полгода нам пришлось выставить требования за нарушение сроков контрактов и оштрафовать 57 организаций на общую сумму 440 млн рублей», – рассказал чиновник. Кроме того, банки, которые выдают гарантии на авансирование подрядчиков, получили от Смольного пять требований на 240 млн рублей. Впрочем, пока властям удалось взыскать с финансовых структур очень скромную сумму – 11 млн рублей.
Тем не менее, работу по зачистке рынка от нерадивых подрядчиков Смольный прекращать не планирует. «Подписывая контракт, город рассчитывает получить обязательства, а получает обещания. Отныне требования к исполнителям по качеству и срокам будут таковы, что ни одна подобная структура на бюджетном подряде работать не будет. Мы готовы пойти на серьезные шаги, но оставить на рынке только дееспособные компании. Слава богу, они в Петербурге есть», – уверяет господин Демиденко.
По его словам, с «недееспособными» компаниями Комитет по строительству уже разорвал семь контрактов, еще четыре находятся в стадии расторжения. Речь идет о контрактах с АО «Генеральная Строительная Корпорация», «Эскиз», «Спэлл», «Акрос» на общую сумму почти 3 млрд рублей.

Подрядчики считают претензии Смоль­ного необоснованными, ссылаясь на низкую организацию строительного процесса со стороны госзаказчика. «Просрочки по госконтрактам начались, когда после заключения контрактов заказчиком не была предоставлена исходно-разрешительная и правоустанавливающая документация», – говорится в консолидированной позиции компаний. Например, по санаторию в Ушково контракт на строительство был заключен в сентябре 2013 года, но разрешение на строительство выдано только в феврале 2014 года, рассказал господин Григорьев. «А это уже срок, в три раза превосходящий те «критические два месяца просрочки», о которых говорит Демиденко! Мы неоднократно запрашивали недостающие документы начиная с осени 2013 года (порубочный билет, разрешения на временное ограждение и на снос зданий) и информировали Комитет о невозможности приступить к строительным работам», – добавил глава компании. Похожим образом, по словам бизнесменов, обстоят дела и на других объектах – стоматологической поликлинике на 4-й Красноармейской, детского сада на 200 мест в Ульянке и т. д.
Получение всех перечисленных выше документов и предоставление их подрядчику согласно условиям контракта есть обязанность заказчика. Она является непосредственной обязанностью Фонда капитального строительства, который выступает посредником между Комитетом по строительству и подрядчиком. Однако Фонд отказывается от выполнения своей части работ и перекладывает весь блок работ на исполнителей. Подрядчики, стремясь выполнить свои обязательства, вынуждены принимать на себя дополнительные работы, понимая, что задержка с получением необходимой документации приведет к срыву сроков по контрактам. Таким образом, исполнители вынуждены своими силами разрабатывать рабочую и даже проектную документацию, получать технические условия и согласования, проводить мониторинги и обследования зданий, чтобы ускорить процесс строительно-монтажных работ. Кроме того, из-за отсутствия названной документации появляется много работ, не предусмотренных условиями контракта, которые подрядчик вынужден делать за свой счет.

Кроме того, надо помнить, что Комитет по строительству располагает целым штатом юристов, и если бы с момента заключения контрактов имелись нарушения со стороны исполнителя, информация об этом была бы незамедлительно передана в судебные органы. Это предельно отработанная, практически автоматическая процедура. Однако до сих пор в судах нет ни одного иска.

Сами подрядчики видят два пути выхода из ситуации. Первый – расторжение контракта. В этом случае потребуется объявлять новый конкурс, подготовка к которому, по расчетам бизнесменов, займет не менее полутора лет. Более того, по мнению господина Артеева, заказчик вообще может не получить ни копейки денег авансов и штрафов из-за «накрывшейся» лицензии банка. «Я не знаю, кому и почему может быть выгоден подобный вариант развития событий: ни объекта, ни денег. Как мне представляется, наиболее логичным путем для заказчика является все-таки поиск компромисса с существующими исполнителями с тем, чтобы добиться скорейшего ввода заявленных объектов в эксплуатацию», – уверен Владимир Артеев. По его словам, подрядчики ждут от Смольного объективного расследования ситуации, а для себя – возможности вернуться на площадку.

Между тем, Комитет по госзаказу Петербурга предлагает перейти на заключение некоторых договоров сроком от 3-х лет, вместо того, чтобы проводить конкурсы каждый год. Контракты, которые действуют 3 года, существуют и сейчас, но сейчас власти, видимо, хотят обезопасить себя от ежегодных исков в антимонопольные службы (ФАС и УФАС), которые в последние годы активно подают, например, на тендеры по ремонту дороги, пишет "ДП". При этом региональные процедуры должны строго соответствовать требования федерального закона №44-ФЗ о государственных и муниципальных закупках. Кроме того, при выборе подрядчика сразу на несколько лет обостряется риск при его возможном банкротстве, которые в последние время участились. Для того, чтобы обезопасить себя и здесь, в комитете по госзаказу предлагают перейти от простых банковских гарантий к банковскому сопровождению, то есть банки будут обязаны мониторить состояние подрядчика и докладывать о нем заказчику. В комитете уточнили, что если заказчик получает информацию об ухудшении финансового состояния исполнителя, то он вправе расторгнуть договор (опять же не нарушая федерального законодательства). Еще одна мера, которую предлагают в комитете – заключение в рамках долгосрочных договоров контрактов жизненного цикла (КЖЦ), где будет оговариваться и покупка, и содержание, и, если нужно, утилизация товаров (подобной практики в рамках федерального закона №44-ФЗ практически нет). Такая схема – это разновидность государственно-частного партнерства. Ее основное отличие от концессии, где компания берет объект управление, в том, что подрядчик не получает деньги от эксплуатации объекта, например, от потока машин по платной дорогие. В случае КЖЦ, это скорее договор с платежом в рассрочку, то есть если контракт выполняется, подрядчик в любом случае будет получать от заказчика платежи.

http://asninfo.ru/magazine/666/podryad-redeet

 

Дата публикации: 11/08/2015 15:10

Дата последнего обновления: 11/08/2015 15:10