Путь к единому реестру членов СРО

13/08/2014

Статья Геннадия Нестерова, члена рабочей группы по выработке  рекомендаций по организации  единого информационного  пространства НОП, специалиста по информационным технологиям  СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», опубликованная в номере №5 "Вестника НОП" за 2014 год.  

Законодательно закрепленная обязанность каждой  СРО вести электронный  реестр своих членов и в  то же время отсутствие  до недавних пор единых требований  и схем размещения информации на  сайтах вынудила СРО разрабатывать  собственные оригинальные решения.  В  своей работе СРО столкнулись с  тем, что достаточно большие и непрерывно растущие объемы данных требуют высокой скорости и качества их  обработки. Достаточно отметить, что  для получения допуска на различные  виды работ организация предоставляет пакет документов, содержащий  несколько сотен полей информации.  Часть данных имеет ограниченный  период действия и влияет на выдан- ные допуски. Обработка этих данных  и отслеживание окончания срока их  действия без системы электронного  документооборота (СЭД) значительно затруднены. В связи с этим многие  СРО самостоятельно создавали системы электронного документооборота.  В результате образовались потоки информации, замкнутые на каждую конкретную СРО.  

Не стала исключением и СРО НПП  «Союзпетрострой-Проект» (Санкт-Петербург). Созданная в ней СЭД совершенствуется и видоизменяется в  соответствии с изменениями в законодательстве и совершенствованием процедур обработки поступающей информации. Это позволяет ей справляться  с поставленными перед ней задачами:  оперативный контроль сведений компаний (повышение квалификации  специалистов, аттестация, страхование  и т. п.), автоматизация прохождения  заявлений и исключение технических  ошибок при выдаче свидетельств,  упорядочивание графика проверок и  контроль их прохождения. Изменение  информации о компании или сведений, содержащихся в ее свидетельстве  о допуске, прошедшее через контроль  соответствующих служб партнерства,  отражается на сайте практически в режиме реального времени.

Система обеспечивает согласованную работу команды специалистов,  гарантирует прозрачность и унификацию всех операций для участников  процесса, упрощает и ускоряет принятие решений  руководству партнерства. С данными о членах СРО, подлежащим размещению в открытом доступе, можно ознакомиться на сайте www.spbplan.ru. Созданные в защищенной части сайта личные рабочие кабинеты членов СРО предоставляют возможность формирования заявления и необходимого  комплекта документов для получения  и внесения изменений в свидетельство  о допуске, хранения и редактирования информации о компании, получения автоматических напоминаний о необходимости  обновления предоставленных сведений. Представитель члена СРО и сотрудник контрольной комиссии могут  работать дистанционно до полного согласования комплекта документов, что  повышает эффективность взаимодействия и сильно экономит время. Максимальный эффект от применяемых  современных технологий достигается  для компаний, находящихся в разных  регионах.

В настоящее время данные реестра членов СРО, определенные  законодательством для размещения в открытом доступе, из-за отсутствия законодательно прописанных стандартов саморегулируемыми организациями размещаются в различных  форматах (зачастую – в виде прикрепленных графических файлов или  текстовых документов, содержащих  огромный многостраничный объем  информации), что сильно затрудняет  поиск необходимых сведений средствами, доступными большинству  заинтересованных пользователей.  Это создает благоприятную почву для  различных махинаций с реестрами  членов для так называемых коммерческих СРО.

Более того, саморегулируемые  организации по мере внесения изменений в реестр членов обязаны оперативно уведомить об этом орган надзора  за саморегулируемыми организациями  (Ростехнадзор), представляя соответствующие документы одновременно  на бумажном и электронном носителях  согласно части 14 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ. В течение  трех дней со дня получения указанных  уведомлений и документов Ростехнадзор должен внести соответствующие  изменения в государственный реестр  саморегулируемых организаций, однако практически не успевает это сделать.  

Следовательно, организация информационного потока, основанного  на буквальном следовании законодательству, при практическом применении обладает низкой эффективностью.  Для ее реализации в полном объеме  требуется достаточно крупный штат  операторов с вытекающими отсюда  проблемами:

— Высокая трудоемкость: со стороны организации оформление данных практически вручную, со стороны  контролирующей организации присутствие операторов для переноса этих же  данных на свою платформу.

— Высокие финансовые затраты; пересылка физических носителей  информации требует регулярных  финансовых затрат, возрастающих в  зависимости от удаленности СРО от  Москвы. Учитывая частоту изменений,  стоимость пересылки может стать достаточно ощутимой строкой расходов.  Сюда же стоит отнести время, затраченное специалистом со стороны СРО.  Расходы контролирующей организации оказываются прямо пропорциональными количеству привлекаемых  операторов.

— Низкая оперативность: исключая время подготовки, существенным  оказывается время доставки данных до оператора и время переноса на сайт. Кроме  того, имеются дополнительные ограничения по скорости переноса данных и  продолжительности рабочего дня.

— Вероятность ошибок в силу высокой степени участия человеческого фактора.

Для упорядочивания информационных потоков в Национальном  объединении проектировщиков была  создана рабочая группа по выработке  рекомендаций по организации единого информационного пространства  НОП. В нее вошли специалисты по информационным технологиям, непосредственно участвующие  в разработке и ведении реестров саморегулируемых организаций. В результате были выработаны функциональные требования к разработке и  реализации автоматической системы  учета членов саморегулируемых организаций. Исходя из создавшегося на сегодняшний день положения, разумными  были признаны пути по созданию  автоматических сборщиков и синтаксических анализаторов данных, позволяющих осуществлять сбор открытой  информации непосредственно с сайтов  саморегулируемых организаций, входящих в реестр НОП, что не потребует  глобальных изменений уже работающих систем электронного документооборота.

Предлагаемый метод обладает:

— достаточно высокой оперативностью; время недостоверности информации зависит от частоты обработки анализаторами соответствующих  источников;

— низкими эксплуатационными  затратами; основные затраты приходятся на разработку и отладку соответствующих модулей. Дальнейший процесс характеризуется минимальными  затратами;

— высокой эффективностью и низкой вероятностью искажения/потери  данных; модули работают по системе  24/7 (двадцать четыре часа в сутки/ семь дней в неделю). Отсутствие человеческого фактора способствует передаче данных без потерь и искажений от  источника к приемнику.

В сочетании с ведением электронного журнала получается высокоэффективная и достоверная информационная система с функцией  контроля.

Также может представлять интерес немного видоизмененная схема,  при которой дорабатываются сами  информационные ресурсы саморегулируемых организаций, внедряются  модули синхронизации данных. Реестровые данные унифицируются и  передаются непосредственно в единый реестр, расположенный на ресурсе контролирующей организации  или Национального объединения  проектировщиков (которое могло  бы уже само централизованно и оперативно передавать данные на соответствующий ресурс Ростехнадзора).  Данная схема повышает ответственность СРО за передаваемые сведения.  Журнал внесенных изменений расположен на стороне контролирующей  организации, что не позволит произвольно вносить изменения. Если  включить в подобную схему потока  данных модуль, анализирующий изменение размера компенсационного  фонда и его соответствия количеству  членов саморегулируемых организаций, то, возможно, это облегчило бы  выявление недобросовестных СРО,  выдающих допуски без взноса в компенсационный фонд.

Саморегулируемым организациям, не имеющим на данный момент  собственных систем электронного оборота, можно рекомендовать обратить  внимание на соответствующий продукт компании ОАО «Интелкон»  (www.intelcon.ru). Его представители  являются активными участниками  рабочей группы и, соответственно,  максимально учитывают все нюансы  ведения реестра участников СРО в  электронном виде, обработки информации и современных требований законодательства. В связи с вступлением  в силу Федерального закона № 113-ФЗ  и Приказа Минэкономразвития № 803  руководителям СРО необходимо проверить свои информационные ресурсы. Для упрощения этого процесса  был разработан унифицированный  образец сайта, который находится на  ресурсе SITESRO.ru 

Приведение информационных  ресурсов к единому образцу облегчит  поиск данных и ориентирование в них  надзорному органу, потребителю или  коллеге. А создание единого реестра  позволит повысить эффективность  всей системы саморегулирования. 

Дата публикации: 13/08/2014 15:52

Дата последнего обновления: 13/08/2014 16:03