Что мешает работе сегодняшнего проектировщика-градостроителя?

29/04/2014

Мы начинаем публикацию серии статей, написанных за последние годы Владимиром Александровичем Щитинским, генеральным директором ОАО "РосНИПИУрбанистики", советником РААСН, доктором архитектуры, профессором на тему градостроительной деятельности. Однако проблемы, рассматриваемые в этих статьях, актуальны для всего архитектурно-строительного проектирования в нашей стране.

«Снятся людям иногда голубые города...» (журнал «Управление развитием территории». № 2.2010)

Пролог

Жанр этой небольшой заметки даже мне, автору, определить довольно сложно. Это не традиционная статья для технического журнала, ее, скорее, можно охарактеризовать как свободно высказанные «мысли вслух» о том, что волнует, удивляет и мешает работе сегодняшнего проектировщика-градостроителя на всех этапах создания проекта - от получения заказа в суровых конкурсных битвах до его согласования и утверждения.

Мысли эти пришли, конечно, не вдруг - это результат повседневного столкновения с реальной действительностью, которая, к сожалению, навевает больше пессимизма, чем оптимизма, несмотря на то, что именно последнее качество должно быть присуще градостроительной профессии в целом, без чего не может быть настоящего градостроителя.

При этом следует сказать, что наша профессия знавала как лучшие, так и худшие времена: достаточно вспомнить бурные годы освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, строительство Байкало-Амурской магистрали, когда на карте один за другим возникали новые города; и напротив, 90-е годы прошлого столетия, когда в стране в одночасье обрушилось слишком многое, в том числе и градостроительство.

Казалось бы, сегодня грех жаловаться - градостроительная деятельность прочно вошла в правовое поле, в стране как грибы растут организации, без тени сомнения берущиеся за любой градостроительный проект, приказом Минздравсоцразвития введены официальные должности специалистов градостроительной деятельности... и все же полного спокойствия за нашу судьбу нет. Так что же тревожит современного российского градостроителя?

1. Конкурс

В театре все начинается с вешалки, в избе - от печки, а нашем проектном деле - с конкурса. Первое, что удивляет - откуда заказчики берут цены и сроки? Цены для примерно одинаковых проектов могут отличаться в десятки раз - от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов, а сроки зачастую указываются такие, что за это время в лучшем случае автор может съездить в командировку и собрать кое-какие материалы, а о полноценной работе над проектом не приходится и говорить.

При этом если хочешь надеяться на победу, необходимо еще уменьшить стоимость и сократить срок, что практически сплошь и рядом делает работу над проектом просто убыточной.

Также много интересного можно найти в условиях конкурса, например:

• требование о предоставлении лицензии на геодезические работы (которая нужна для составления топоосновы, которую должен предоставить заказчик в качестве исходного материала для работы);

• требование о предоставлении информации о членстве в саморегулируемой организации (которая в соответствии с Градостроительным кодексом на сегодняшний день обязательна только для проектных организаций, работающих в области архитектурно-строительного проектирования, а не территориального планирования);

• требование о предоставлении списков всех сотрудников организации и их персональных данных (что превращается в несколько десятков страниц, при том, что законодательство ограничивает возможность распространения персональных данных);

• требование о предоставлении копий договоров и актов на выполненные ранее аналогичные работы (эта информация огромного объема является коммерческой информацией ограниченного использования);

• требование о предоставлении гарантийных обязательств (которые организации, существующие не более двух-трех лет, с легкостью дают на срок 100 лет, и заказчик всерьез эти обязательства принимает);

• требование о предоставлении прочей разнообразной информации, как бы под­тверждающей опыт и качество работы организации в этой области деятельности (которая, впрочем, также с легкостью не учитывается при подведении итогов, ибо в этот момент «правят бал» только деньги).

Объем требуемой конкурсной информации зачастую превышает все разумные пределы - не так давно я полдня подписывал том толщиной 705 страниц для конкурса на проект схемы территориального планирования сельского муниципального района, содержащий около двух сотен моих подлинных подписей. Учитывая, что нашим институтом чуть ли не каждый день готовится документация на конкурс, мне на исполнение своих прямых обязанностей директора совершенно нет времени.

И даже такой обстоятельный труд далеко не гарантирует победу в конкурсе, соискателями которой сегодня становятся по 10-15 разнообразных организаций, часто не имеющих никакого представления о трудностях и сложностях нашей профессии, а наоборот, считающих разработку градостроительной документации необременительным и не очень хлопотным делом - благо, такое впечатление возникает после ознакомления с соответствующими главами нашего «любимого» Градостроительного кодекса. Основная задача этих фирм, за счет неприкрытого демпинга получить аванс, а там - хоть трава не расти, в крайнем случае, можно и просто раствориться - не в первый же раз!

Самое удивительное, что заказчик с удовольствием вручает судьбу своего города или района таким структурам, докладывая вышестоящему начальству о значительной экономии бюджетных средств, осуществленной в процессе проведения соответствующего конкурса.

2. Исходные данные

Ну вот, наконец, пройдены все круги конкурсного отбора, и победитель объявлен - им оказался наш институт! После эйфории начинаются уже более суровые будни по выполнению заказа, и первое, с чем сталкивается проектировщик, - это проблема исходных данных.

Оказывается, что топографической подосновы нет, а если есть - то она или устаревшая, или не в том масштабе или формате, или не на всю территорию проектирования, и все издержки по изготовлению пригодной для работы топоосновы ложатся на проектную организацию. Особенно «увлекательным» является процесс соединения топографической подосновы с материалами земле- и лесоустройства, которые, в принципе, делаются без использования полноценной топографии, и сплошь и рядом отражают давно прошедшие периоды времени.

Кроме того, все государственные структуры, обладающие необходимой официальной информацией для работы, начиная с органов статистики, ни одной цифры не предоставляют бесплатно, и за все надо платить - опять тому же проектировщику.

Но если у госорганизаций, пусть и за плату, еще можно что-то получить, то коммерческие структуры, как правило, не удосуживаются даже ответить на запросы, для приличия прикрываясь иногда коммерческой тайной.

С большим трудом выдав проектировщику список объектов местного значения, муниципальный заказчик не может предоставить перечень существующих и особенно планируемых объектов федерального и регионального значения, которые необходимо учесть в качестве ограничений проектирования. Теоретически, по Градкодексу, эти объекты нужно взять из утвержденных документов территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - практически же эти документы отсутствуют, и авторам приходится домысливать за страну в целом и регион, в частности.

Что из этого получается, в рамках отвоеванных в конкурсной борьбе жалких средств на проектирование, легко можно догадаться, тем более, что я даже побоялся упомянуть о том, что кроме перечня объектов, нужны и границы земельных участков, которые предоставлены для их размещения.

К тому же, процесс передачи исходных данных бесконечен, часто он продолжается до момента утверждения, и заказчик очень недоволен, если данные, переданные утром по факсу, не успевают внести в давно готовый проект, который вечером вывешивается на стене кабинета мэра города для окончательного утверждения.

3. Работа

На фоне стрессов, испытанных во время подготовки и проведения конкурса, получения исходных материалов, процесс собственно проектирования представляется более традиционным, отработанным и даже окрашенным в некие романтические тона.

Но и здесь авторов ждут многие препятствия, из которых в числе первых встает вопрос - а что, собственно, является объектом проектирования? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть получен уже на стадии проведения конкурса, или хотя бы сбора материалов. Но на практике складывается по-другому - при подготовке конкурса главным является участие и победа любой ценой, главное - получение заказа, а при сборе исходных данных все они собираются с запасом, и этот вопрос тоже не очень актуален.

Но действующее законодательство не дает расслабляться - достаточно процитировать замечание Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области по материалам проекта генплана Тихвина: «Разработчиком подготовлены материалы по проекту генерального плана города. Поэтому необходимо придерживаться корректной формулировки в наименованиях чертежей и в тексте «Проекта генерального плана Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области применительно к населенному пункту городу Тихвин, входящему в состав Тихвинского городского поселения» - как говорится, без комментариев (тем более что в Градостроительном кодексе понятий «город» и «населенный пункт» тоже нет, поэтому формулировку можно еще совершенствовать).

Далее - а что должно быть положено в основу развития этого монстра — указующий перст губернатора, прихоть городского головы, волеизъявление народа, кошельки олигархов, может быть, какой-то план, стратегия? Градостроительный кодекс не дает ответа на этот вопрос, туманно говоря лишь о некой информации о возможных направлениях развития территории и ограничениях ее использования. Как говорится, уважаемые проектировщики, - выбирайте и ни в чем себе не отказывайте!

Но даже, если этот выбор сделан, на основании чего, собственно, осуществлять само градостроительное проектирование: осуществлять функциональное зонирование «Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области применительно к населенному пункту городу Тихвин, входящему в состав Тихвин­ского городского поселения»? Определять потребности в тех или иных видах территорий, обосновывать варианты, предложения и мероприятия по территориальному планированию, определять количество объектов капитального строительства местного значения, их масштабы, размеры требуемых участков и т. д.? Казалось бы, ответ лежит на поверхности - конечно, на основании градостроительных нормативов, СНиПа прежде всего. Но не все так просто - дело в том, что федеральным законом о техническом регулировании СНиПы, по сути, ликвидирова­ны и выведены за пределы нормативного поля, а Градостроительным кодексом предусмотрена разработка региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, которые следует учитывать при проектировании (а значит, можно и не учитывать) - т.е. они не являются обязательными к исполнению. А может быть, это и к лучшему - все равно в большинстве регионов и муниципальных образований этих нормативов нет, и в ближайшее время их появление не предвидится!

Таким образом, процесс проектирования приобретает ярко выраженный творческий характер, со многими неизвестными. На все это накладывается постоянно растущий контроль за нашей работой со стороны компетентных органов, который, по неизвестным причинам, куда-то исчезает, когда победителем конкурса оказывается никому не известная фирма-однодневка, не только не имеющая соответствующей лицензии, но и бравирующая ее отсутствием, если вдруг дело доходит до конфликта - во всяком случае, мне неизвестны случаи отказа о допуске к конкурсу по причине отсутствия у организации лицензии на право работы с документами, содержащими гостайну, а случаев, когда антимонопольные органы считают включение в конкурсную документацию требование о наличии такой лицензии избыточным, сколько угодно. И первые, кто страдает от такого «рыночного» подхода - это профессиональные градостроительные организации, не представляющие своей работы без использования всего массива информации, носящей сплошь и рядом закрытый характер, но без учета которой невозможно сформировать правильные проектные решения.

4. Согласования

Но вот поставлены все подписи на чертежах, пояснительной записке, оформлены накладные и проект отправлен заказчику. Это самый радостный и одновременно самый тревожный момент - он сопровождается выдохом облегчения - «наконец-то ушел!» и перехватывающим горло спазмом волнения - «что-то будет!?». И не зря!

Постоянная смена власти на местах и постоянные политические битвы местного масштаба, реформирование и постепенное уничтожение органов градостроительства и архитектуры, замещение в этих органах специалистов градостроительного цеха землеустроителями, торговцами недвижимостью и юристами, деградация местного профессионального сообщества в целом, отмена обязательной государственной экспертизы делают процесс рассмотрения и согласования проекта трудно предсказуемым.

Учитывая, что в нашей стране даже выстроенная по западным образцам политическая система все равно зависит от роли личности в истории - т. е. главы местной администрации, проектировщику очень повезет, если работу будет принимать та же команда, которая ее выдавала. В противном случае проект может столкнуться либо с полным неприятием, либо с игнорированием самого факта его существования. У нас были случаи, когда заказчик «вспоминал» том, что у него лежит генеральный план города через год, а то и через два. За это время сменился мэр города, главный архитектор, сменились представления о направлениях развития города, устарела, наконец, исходная информация для проектирования, главное - давно полностью истрачены все деньги и авторский коллектив занимается другим проектом.

Это, конечно, крайний, но не редкий случай. Но если повезет, проект сразу берут в работу, и первый, кто сегодня с ним знакомится - это юрист. Учитывая, что юристов, специализирующихся в содержательной области градостроительной деятельности, на местах практически нет, основной задачей его является проверка полного соответствия всех знаков препинания Градостроительному кодексу и прочим смежным законам, так как иные основания в виде методик, нормативов, инструкций просто отсутствуют. Пример такого псевдоюридического подхода был приведен выше применительно к Тихвину - невозможно

более исковеркать название прекрасного старинного русского исторического города, ведущего свою славную родословную с XIV в. и закончившую ее благодаря рыночным реформаторам.

Констатирую - бороться с такими юристами крайне сложно, так как они исходят из сугубо формальных признаков - по этим признакам, кстати, замечательно проходят проекты, разработанные уже упоминавшимися фирмами-однодневками - суды бессильны предъявить им какие-либо претензии - формально ведь все на месте, а претензии к содержанию не предусмотрены действующим законодательством - ведь проект можно утвердить без всякого согласования и экспертизы, лишь бы «главный» был доволен!

Много интересного о своем проекте авторы узнают от местных олигархов и жителей - первые почему-то всегда хотят построить свои дворцы там, где это в принципе не положено, а офисы обязательно на месте какого либо исторического квартала; вторые ждут от генерального плана решения всех проблем своего двора и подъезда, поэтому поездку на общественные слушания смело можно приравнять к восхождению на Голгофу.

Особняком стоит согласование с вышестоящими органами - региональными и федеральными, в первую очередь в силу отсутствия каких-либо утвержденных региональных, и особенно федеральных документов территориального планирования. Об этом я уже упоминал, говоря об исходных данных для проектирования. Единственным плюсом в этой работе можно назвать больший уровень комфорта в гостиницах областных центров и столицы нашей Родины, правда, далеко не соответствующий заоблачным ценам за этот комфорт.

Эпилог

Все имеет свое начало и свой конец, рано или поздно заканчивается и наш проект - долгожданным его утверждением высшим органом власти города, братанием на банкете с настырным юристом и местным олигархом, заверениями в вечной дружбе и сотрудничестве (по крайней мере, до следующего конкурса), расставанием с городом, в котором оставил частицу своего сердца - иначе в нашей профессии не бывает, как не бывает неинтересных городов, нужно только в каждом из них найти свою изюминку, которая делает этот город для его жителей той самой неповторимой малой Родиной. Тебе обязательно захочется в него вернуться через назначенный тобой же расчетный срок в 20 лет и посмотреть, а что же получилось или не получилось, и захочется снова пройти весь тернистый путь - а если это не так, то ты не настоящий градостроитель - ведь градостроитель - это не просто профессия - это образ жизни!

P.S.

А что же все-таки делать? Ведь складывается впечатление, что настоящие, серьезные градостроительные проекты сегодня просто не нужны - не нужны власти, которая рассматривает их как барьеры на пути к бесконтрольной распродаже земли и недвижимости; не нужны бизнесу, которому они мешают извлекать сверхприбыли; не нужны жителям, которые воспринимают как личных врагов всех, кто покушается на неприкосновенность вида из окна.

У нас есть хорошая поговорка: «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», которая в полной мере подходит к сложившейся ситуации - если сами градостроители всерьез не начнут заниматься проблемами своего профессионального цеха, то деградация и вырождение профессии не за горами. Как ни странно, путь был подсказан со стороны государства в виде закона о саморегулируемых организациях, который можно сформулировать, перефразируя известный политический лозунг позапрошлого века: «Градостроители всей страны - объединяйтесь!».

Дата публикации: 29/04/2014 13:20

Дата последнего обновления: 29/04/2014 13:20