О возможностях НОП в обеспечении конкуренции и применении инноваций

08/04/2014

 Чижов С.В. – член Совета НОП, председатель Комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности 

О возможностях и потенциале Национального объединения проектировщиков  в  обеспечении конкуренции и применении инноваций 

 Вестник НОП №2 март 2014

Важнейшим конкурентным преимуществом  современного государства на глобальном рынке является качество жизни. Одним из показателей качества жизни его граждан является состояние среды обитания, то есть жилищной, социальной, транспортной, энергетической, производственной инфраструктуры.  Этот показатель реализуется в практической жизни через проектные решения и систематизируется в виде стандартов и нормативной базы, регламентирующих требования безопасности, способы проектирования, обеспечивающие использование наилучших мировых решений в инвестиционно-строительной деятельности при максимальном учёте региональных особенностей. В процессе развития наши представления о качестве жизни меняются под влиянием научно-технического прогресса и  проявляются в виде приходящих в реальную практику инноваций на глобальных рынках.

Конвергенция инноваций в инвестиционно-строительную деятельность осуществляется по четырём основным направлениям, которые зависят одно от другого, определяют возможности по применению наилучших решений в разрабатываемых проектах (рис. 1). 

Рисунок 1 Направления конвергенции инноваций мирового и  российского рынка  инфраструктурных проектов 

Создание инфраструктуры инновационного подхода, являющегося условием эффективного развития экономики, осуществляется на трёх уровнях.

Первый и самый значимый (базисный) уровень – это компании-разработчики инновационного продукта. Но они, во-первых, очень чувствительны к общеэкономической ситуации в стране, свободе конкуренции, предпринимательскому климату. Во-вторых, для их поддержки необходимы специальные отраслевые программы (дорожные карты), предусматривающие  комплекс мероприятий по продвижению такого продукта на рынок, в том числе через его включение в реальные  проекты, финансируемые за счёт средств государственного и муниципального бюджетов. В основе такого продвижения должна лежать соответствующая система нормативной  документации,  при которой экспертная  оценка  решений, предусмотренных проектом, должна производиться в первую очередь по  показателям безопасности, эксплутационной пригодности будущего объекта с учётом региональных особенностей и адекватных методов расчётного обоснования  принимаемых  решений. При этом оценка стоимости проекта должна производиться с учётом доли отдельных этапов жизненного цикла объекта. Без такого подхода экономика проекта теряет всякий смысл.  В качестве примера можно привести Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий и сооружений». При анализе практики применения документа становится ясно, что необходимо не просто написать законопроект, а ещё разработать научно обоснованные мероприятия по внедрению его положений. Очевидно, что эта система должна формироваться на государственном  уровне. На этом уровне определяются стратегия,  цели, формируются законодательные и организационные условия, обеспечивающие эффективность. Но это невозможно сделать без глубокого экспертного анализа и изучения специфики вопроса.

Государство должно обеспечивать эффективность внедрения инноваций путём разработки и принятия законодательных актов, совершенствования  системы технического регулирования, методических документов. Как правило,  сегодня разработка и применение внедренческих  моделей, прописанных на законодательном уровне, осуществляется на основании универсальных экономических подходов. При этом учёт отраслевой специфики  инновационного продукта не осуществляется вовсе или не  производится  в должной мере.  

Особенно негативно такой подход сказывается в наукоёмких отраслях, к которым относится  инвестиционно-строительная деятельность, связанная с созданием основных фондов будущего экономического роста. Поскольку подобная деятельность  является сложной многоуровневой системой, в которой проекты реализуются через многоэтапный жизненный цикл объекта, то очевидно, что эта деятельность относится именно к такой сфере, где общие экономические модели не будут работать без привязки к  отраслевой  специфике. На выходе процесса либо получатся  не работающие документы, либо результаты реализации проектов принесут обратный эффект, когда построенные здания и сооружения будут обладать  ущербными потребительскими и функциональными свойствами, не соответствующими качественным характеристикам надёжности. Именно к таким последствиям в деле обеспечения безопасности  объектов инфраструктуры при эксплуатации зданий и сооружений, которая должна осуществляться в течение десятков и сотен лет,  уже привел Федеральный закон №94-ФЗ. Пока, судя по всему, закон №44-ФЗ «О контрактной системе…» продолжает «лучшие» традиции по снижению ресурсных показателей будущих объектов.

Принимая во внимание вышесказанное, Национальному объединению проектировщиков необходимо активно поддержать деятельность Комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности в этом направлении, в первую очередь, по отстаиванию позиций проектного сообщества и формированию экспертного мнения в виде методических документов  и подзаконных актов. Это в первую очередь относится к торгам, которые проводятся  по действующим  законодательным актам (рис. 2) и образуют основной сегмент, формирующий объём проектных работ в РФ, а затем уже к разработке эффективных механизмов в области частных инвестиций.

Рисунок 2: Направления совершенствования конкурентного фактора в проектной деятельности

Стабильная работа Национального объединения проектировщиков в течении последних четырёх лет показала, что третий уровень (общественный) может быть эффективен для обеспечения участия профессионального сообщества в регулируемых и нерегулируемых государством сферах. Наиболее она эффективна тогда, когда со стороны государственных органов проявляется соответствующая заинтересованность в учете общественного мнения. Конечно, мы не наблюдаем всеобщую благостную ситуацию, когда власть ждёт участия общественности в решении вопросов. В этом нет ничего удивительно. Фактор общественного контроля усложняет использование непрозрачных механизмов для принятия решений в чьих-либо интересах, но общественный контроль неизбежен в современных условиях. НОП и входящим в него СРО необходимо смелее участвовать в решении конкретных проблем проектных компаний. Практика работы  Комитета это показала. Эффективность диалога повышается при грамотном отстаивании своей позиции. Он возможен на уровне как федеральной, так и  региональной власти. Это важно не только при работе в рамках действующего законодательства, но и его совершенствованию. Сегодня становится очевидным, что  НОП  должно в большей мере становиться экспертным сообществом, участвующим в формировании государственной политики на основе практики защиты интересов конкретных проектировщиков, и реальные механизмы для этого сформированы.

Что касается деятельности Комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности, необходимо активнее проводить разработку методической базы проведения двухэтапных конкурсов в области проектных работ, формирование методических документов в области применения инноваций в инвестиционно-строительной сфере в общем и проектировании в частности.  Именно эти ключевые направления помогут формированию рыночных механизмов и обеспечению здоровой конкуренции в сфере проектных работ, будут способствовать повышению качества жизни граждан РФ через реализуемые проектные решения. 

Рисунок 3: Заседание Комитета НОП по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности.

Дата публикации: 08/04/2014 12:40

Дата последнего обновления: 08/04/2014 12:45