"Архитектор должен быть лидером на стройплощадке"

28/01/2013

В XXI веке иностранным зодчим в Петербурге не очень-то везет: на данный момент ни один их проект не реализован полностью. Впрочем, один – жилой комплекс «Александрия» все-таки ближе других к завершению. Наш гость – испанский архитектор, президент проектного бюро Ricardo Bofill Taller de Arquitectura рассказывает читателям «Санкт-Петербургских ведомостей» о том, какие сложности возникают у иностранных специалистов в России и насколько успешно эти препятствия преодолевают.

– Господин Бофилл, считаете ли вы проблемы, с которыми сталкивается архитектурное сообщество в Петербурге, серьезными?

– Такое иногда происходит в любом городе любой страны. Не надо думать, что Россия в этом смысле уникальна. Да, в Петербурге есть ограничение по этажности, и это нужно учитывать. Но, когда мы пару лет назад проектировали 37-этажный отель в Испании, этот проект местные власти тоже не согласовали, и пришлось сделать здание 27-этажным. Зато если заказчик – государство, то в Испании никакое согласование вообще не требуется. Ведь все люди, принимающие решения, участвуют в разработке проекта и свои проблемы решают еще на начальной стадии.

– Как вы считаете, станет ли легче работать у нас иностранцам после вступления России в ВТО? Ведь для этого, наверное, потребуется изменить наши строительные нормативы...

– Определенные изменения происходят уже сейчас. Но требуется изменить гораздо больше, особенно в нормах для строительства многофункциональных комплексов. Именно с их проектированием возникают наибольшие трудности, ведь там пересекаются нормативы жилых, офисных и торговых помещений. И создать проект, соответствующий всем этим требованиям сразу, подчас невозможно.

Понятно, что, используя нормы, разработанные в советское время, нельзя построить здание, соответствующее сегодняшним архитектурным тенденциям. Однако, несмотря на все эти сложности, наша компания успешно работает в России, и несколько проектов уже реализованы или находятся в стадии завершения. Просто нужно учитывать особенности места, где будет располагаться здание. Например, в Барселоне мы спроектировали аэропорт с тонкой крышей, но для Перми это невозможно, потому что такую крышу сломает толстый слой снега. Соответственно, аэропорт в Перми мы проектировали с учетом климатических особенностей.

– А какие новые материалы используются сейчас в строительстве?

– По большому счету за последние двадцать лет произошло не так уж много изменений. Просто шло усовершенствование технологий, появившихся еще лет тридцать назад. По-прежнему популярны бетон и сэндвич-панели. Панельные технологии, кстати, были придуманы именно у вас. И несколько десятилетий назад советские технологии производства строительных материалов были лучшими в мире, так как позволяли значительно ускорить процесс возведения зданий. Опыт строительства панельных домов у СССР переняли многие развивающиеся страны, в том числе и Китай. Да и сейчас во многих странах панельные технологии продолжают использоваться, но уже на другом уровне: цемент смешивается с другими материалами, более современными, яркими, и готовые панели уже выглядят не как серый бетон, а как, например, гранит. В итоге и дома из них не выглядят скучными. Увы, в самой России до сих пор строят дома из невзрачных блоков, и они все похожи один на другой.

– В центре Петербурга довольно много зданий бывших промышленных предприятий. Как вы думаете, можно ли их переделать под жилье в стиле «лофт»?

– Да, вполне. Но я думаю, что это могут быть не только жилые дома, но и офисы, и торговые комплексы. В Барселоне мы как-то реконструировали бывшую фабрику по производству бетона, самое безобразное здание во всей округе. Снесли часть построек, расчистили пространство, и в итоге получилось хорошее многофункциональное здание.

– А что предпочтительнее в таких случаях – снести старое здание или реконструировать его?

– История Петербурга крепко связана с промышленными зданиями в центре, они тоже формируют облик города. Поэтому их не нужно сносить полностью, достаточно просто удалить уродливые элементы и оставить красивые. Необходимо также расчистить территорию вокруг этих строений и перенести промышленное оборудование в другое место. Впрочем, я вообще против радикального подхода «снести старое и построить на этом месте новое». Так практически всегда делают в Китае, сносят целые города. Но я думаю, что это неправильно. Мне интереснее реконструировать существующие здания.

– Какие ваши проекты реализуются у нас в городе?

– Ближе всего к завершению жилой комплекс «Александрия». Он был спроектирован в 2005 году, его сдача намечена на 2013 год. Кстати, это первое здание в Петербурге, которое в последние годы построено по проекту иностранного архитектора.

– Кстати, вы проводите авторский надзор над строительством?

– Да, и это единственный способ сделать так, чтобы объект был построен в соответствии с проектом. Так что я каждый месяц на несколько дней приезжаю в Петербург и решаю текущие вопросы, проверяю качество строительных работ и материалов. В ходе строительства бывает много перемен, надо за ними следить и оперативно на них реагировать. Я вообще считаю, что архитектор должен быть лидером на стройплощадке, и главная его обязанность – осуществлять активный авторский надзор над реализацией проекта. К сожалению, в России чаще всего архитектор отстраняется сразу после сдачи заказчику проекта и не ведет его дальше. Девелоперы должны понять, что участие архитектора в строительстве – гарантия того, что первоначальный проект не изменится до неузнаваемости по ходу строительства.

– А с российскими архитекторами вы сотрудничаете?

– Конечно, и очень активно. В Петербурге много хороших архитекторов, и мы всегда привлекаем их к участию в своих проектах. Причем это паритетное участие – они берут на себя половину работы. Мы сотрудничаем с проектной фирмой «Ретро», с архитекторами Евгением Герасимовым, Владимиром Григорьевым, Александром Викторовым и другими. И пользу от этого взаимодействия трудно переоценить, ведь они всегда могут сориентировать нас, как действовать с учетом местных особенностей. Они консультируют нас и по поводу нормативов, и стоимости строительства, и климатических условий. Рассказывают, что может быть опасно, а что – нет и в какое время года невозможно будет вести определенные работы. К примеру, в вашем городе высокий уровень грунтовых вод, зимой они замерзают, так что проводить земляные работы невозможно.

– У вашего бюро есть российское представительствo?

– Нет, своего представительства в России у нас пока нет, но мы часто приезжаем в Россию на рабочие встречи, для посещения строящихся объектов, участия в конференциях и семинарах, даем мастер-классы, знакомимся и общаемся с новыми интересными людьми и вашей страной. В России мы приобрели много друзей и соратников. Так, вместе с партнером компании London Real Invest Игорем Горским мы занимались комплексным проектом стадиона «Динамо» на Крестовском острове. Этот проект очень важен для города, так как располагается практически в центре Петербурга. Хочу отметить, что сегодня для бизнеса наиболее важным является не только финансовый вопрос, но и доверительные, дружеские отношения с партнерами.
– Одна из самых острых проблем в Петербурге – за чей счет должна создаваться социальная инфраструктура. Как решается этот вопрос в Испании?

– У нас инфраструктуру строит правительство. Также востребовано и государственно-частное партнерство, особенно в сфере здравоохранения, иногда и в образовании.
– Я видела фотографию бюджетного жилья в Париже, проект которого создавало ваше бюро. Оно выглядит прямо как наша «элитка».

– Да, к сожалению, в России очень четкое разделение: красивые дома – только для богатых, а те, кто не может себе позволить роскошь, должны жить в одинаковых уродливых зданиях. Это неправильно хотя бы потому, что образ города формирует внешний вид всех его зданий и улиц. В российских городах вообще очень сильно прослеживается функциональное зонирование: в одних районах люди живут, в других – работают. И это еще больше усугубляет одинаковость кварталов. Я думаю, что власти Москвы и Петербурга понимают, что нужно привнести индивидуальность в жилую застройку. По-моему, для этого стоит смешивать разные по своей функции здания внутри одного квартала. Если рядом с жилыми домами будут бизнес-центры, магазины и какие-то предприятия, то можно будет существенно уменьшить нагрузку на транспортную инфраструктуру. Ведь у многих появится возможность работать рядом с домом, и им не придется ездить каждый день на другой конец города. Так что правильный подход к градостроению позволяет не только улучшить внешний вид города, но попутно решить и ряд других проблем.

Дата публикации: 28/01/2013 22:49

Дата последнего обновления: 28/01/2013 22:49