Опыт Международной Федерации инженеров-консультантов FIDIC

17/10/2012

  В конференц-зале ИТАР-ТАСС 17 октября прошел «круглый стол» на тему «Строительная отрасль на пути интеграции в ВТО: возможности и риски. Опыт Международной Федерации инженеров-консультантов FIDIC». В нем приняли участие представители FIDIC (ФИДИК), которая уже почти 100 лет является мировым авторитетом в области правового регулирования проектной и изыскательской деятельности.

Своим экспертным мнением поделились Энрико Винк (исполнительный директор FIDIC) и Кай Мёллер (член исполкома FIDIC). С российской стороны выступили Леонид Кулаков (начальник службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга) и Станислав Логунов (директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы»). Модератором встречи выступил Олег Кащенко (председатель совета некоммерческого партнерства российских дорожных проектных и изыскательских организаций «РОДОС»).

Начиная с 60-х годов XX века ФИДИК проводит значительную работу в области унификации договоров в различных сферах строительства. Всего с этого времени федерацией разработано девять проформ контрактной документации. Первоначально были выпущены пять основных проформ:

 «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства» («Красная книга») – «Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction» («Red Book»);

-  «Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства» – «Conditions of Subcontract for Works in Civil Engineering Construction»;

-   

«Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг» («Белая книга») – «Client/Consultant Model Services Agreement» («White Book»);

 «Условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» («Оранжевая книга») – «Conditions of Contract for Design-Build and Turnkey» («Orange Book»);


- «Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования» («Желтая книга») – «Conditions of contract for Electrical and Mechanical Works» («Yellow Book»).

В 1999 году было разработано еще четыре формы:

- «Условия контракта на строительство» – «Conditions of Contract for Construction, First Edition», 1999 – рекомендуются при проведении строительных или инженерных работ, спроектированных заказчиком или его представителем, инженером;

- «Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство» –  «Conditions of Contract for Plant and Design and Build, First Edition», 1999 – рекомендуются при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ;

- «Условия контракта для проектов, выполняемых «под ключ» – «Condition for Contract for EPC Turnkey, First Edition», 1999 – могут применяться при сооружении «под ключ» полностью оборудованного и готового к эксплуатации завода, электростанции, объекта инфраструктуры или другого аналогичного объекта, где, во-первых, важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков его выполнения, и, во-вторых, подрядчик несет всю полноту ответственности за разработку проекта и осуществление работ с минимальным участием заказчика;

- «Краткая форма контракта» – «Short Form of Contract, First Edition», 1999 –рекомендуется при выполнении строительных и инженерных работ с относительно малым объемом инвестиций.

Именно в 60-е впервые в мировой практике был реализован механизм учета особенностей национального законодательства и специфики каждого объекта строительства. Эта задача была решена путем деления «красной книги» на две части: «Общие условия контракта» и «Условия для особого применения». Типовые условия контрактов, изложенных в «Красной книге», непрерывно совершенствовались и к данному моменту изложены в четырех изданиях.

Проформы ФИДИК регулируют отношения сторон также на преддоговорной стадии. Указанными контрактами регламентируется проведение строительных тендеров. Проформы рекомендованы, прежде всего, для проведения международных тендеров на строительство, но могут применяться и на национальном уровне.

ФИДИК разрабатывает, публикует типовые условия контрактов для использования во всех странах мира и призывает не участвующие в данной федерации страны к выработке единой концепции и общих правил проведения торгов (тендеров), разработке единых норм и типовых форм контрактной документации, которые можно было бы применять во всех странах мира. Эти документы используют Международный и Европейский банки развития и реконструкции. При этом такие общие правила и типовые контрактные формы не должны противоречить законодательству страны их применения.

Всех присутствовавших на конференции (а это представители СРО «Союзпетрострой-Проект», ЗАО «Охта центр», инжиниринговых компаний SWECO (Швеция) и POYRY (Финляндия)) интересовали несколько вопросов. Главный из них – перспективы использования на территории России контрактов FIDIC, которые признаны стандартом во всем цивилизованном строительном мире. Дело в том, что Российская федерация является одним из немногих государств, в которых нет структуры FIDIC , а зарегистрированная в 2006 году «Русская ассоциация инженеров-консультантов», в которую вошли 12 организаций, объективно не в состоянии эффективно работать, и тем более, представлять инженерное сообщество России. По правилам FIDIC, страна может быть представлена только одной организацией, при этом членство в FIDIC  стоит немалых денег.

Как было отмечено, данные контракты требуют адаптации под существующие российские законы одновременно с  плавным реформированием существующего законодательства в строительной области. Серьезной проблемой для нашей страны является нехватка квалифицированных кадров, которые бы осуществляли четкое исполнение условий контрактов — этим во всем мире занимаются инженеры-консультанты. Экспертов FIDIC попросили пояснить, чем инженер-консультант отличается от российского проектировщика. Энрико Винк и Кай Мёллер уточнили, что инженер-консультант работает с заказчиком и подрядчиком напрямую. Его задача – контролировать исполнение всех пунктов договора, а именно соблюдение сроков, хода строительства именно того объекта, который указан в контракте. В случае необходимости такого специалиста привлекают к участию в разрешении споров, вплоть до судебных разбирательств в рамках строящегося проекта — инженер-консультант высказывает свое независимое экспертное мнение. Одна из основных задач инженера-консультанта — снижение стоимости проекта. Чем ниже итоговая стоимость работ, тем больший бонус за это получит инженер-проектировщик. Вообще же, помимо бонуса, как правило, такой специалист получает не менее 3% от стоимости проекта.

К сожалению, времени для ответов на вопросы участников организаторы практически не оставили, а они были связаны, в первую очередь, с неравноправным положением заказчика и подрядчика в российских условиях. Как сообщили представители СРО РОДОС, Министерство транспорта предусмотрело необходимость внедрения в российскую практику дорожных контрактов FIDIC и вопрос расширения участия иностранных инженеров в реализации транспортных проектов в рамках общепринятой мировой практики.

Дата публикации: 22/10/2012 19:21

Дата последнего обновления: 25/10/2012 13:06