Критерии совместимости зданий исторического центра

09/10/2012

 Рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия готовит нормы, по которым можно будет определить уместность новых зданий в историческом центре Петербурга, сообщает “Кто строит в Петербурге”. Создатели документа предлагают выносить вердикт в отношении архитектурных проектов по балльной системе. Архитекторы-практики уже заявили, что подобного рода математический подход к творческим работам обречен на провал. Совет по сохранению культурного наследия решил внести свою лепту в разработку программы сохранения исторического центра Петербурга, которой занимается комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Рабочая группа совета создает своего рода нормативную базу, благодаря которой можно будет определять, насколько вписывается новое здание в окружающее пространство. Предполагается, что документ будет содержать не столько нормы, сколько перечень критериев для того, чтобы выставлять оценки проектам.

Для начала авторы концепции взяли за основу здания рядовой застройки и разделили их на группы в зависимости от периода их создания. Получилось 5 периодов: до 1917 года; с 1918 по 1935 год - период авангарда, с 1936 по 1955 год - период неоклассицизма; с 1956 по 1990 год - период застоя в архитектуре; с 1991 года по настоящее время - период капитализма. Выбрав из каждого периода по десять домов, рабочая группа попыталась определить факторы совместимости зданий с исторической застройкой. Пример показал, что в историческом центре Петербурга сосуществуют 15 архитектурных стилей. «Так что говорить о том, что здания не вписываются из-за стилевых особенностей, было бы неправильно», - подчеркивает руководитель группы, член совета Санкт-Петербургского регионального отделения Международного совета по памятникам и достопримечательным местам(ИКОМОС СПб) Борис Николащенко.

Исходя из анализа историче­ской застройки, авторы концеп­ции определили шесть факторов, влияющих на совместимость зда­ний: наличие стены с проемами; наличие цоколя и карниза; нали­чие скатной кровли; соблюдение фронта застройки, красной ли­нии; соблюдение средней длины фасада для данной жилой среды; соблюдение высоты зданий. Эти факторы, как полагают состави­тели методики, могут стать осно­вой для оценки объектов. Если они учтены в проекте, то можно ставить положительную оценку.

Борис Николащенко объясня­ет необходимость такой системы отсутствием детальных требо­ваний к архитектурным проек­там в законодательстве. По его словам, именно по этой причине

получается, что одно здание гармонично вписывается в окру­жающее пространство, а другое из него выбивается.

Практикующие архитекторы подобный подход к оценке зда­ний назвали тупиковым. «Нель­зя объективно судить о зданиях по балльной системе, - счита­ет архитектор Никита Явейн. -

Баллы получить не так сложно. Ведь могут быть отвратитель­ные здания, "заслужившие" вы­сокую оценку. Много велико­лепных исторических объектов не попадет под эту систему. По­добная методика может быть уместна лишь как справочный материал».

Главный архитектор Санкт- Петербурга Юрий Митюрев по­лагает, что факторы, выявлен­ные авторами концепции, можно включить в технические зада­ния, и «это послужит каркасом для работы талантливых архи­текторов». Однако он признает, что такой способ измерения объ­ектов не дает никакой гарантии верного выбора. Юрий Митю­рев напомнил, что в свое время в институте «Ленниипроект» про­водили эксперимент по схожей системе: подгоняли под действу­ющие СНиП «уродливые» плани­ровки. Эксперимент показал, что соблюдение норм не гарантирует качественной архитектуры.

Поняв утопичность предложен­ной системы и необходимость разработки новой концепции, совет решил вплотную заняться данной темой и обсудить ее от­дельно в ближайшее время. 

Кстати: В состав совета по сохранению культурного наследия вошли три новых участника: президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Олег Романов, директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев и ректор Санкт- Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский.

Дата публикации: 09/10/2012 15:49

Дата последнего обновления: 09/10/2012 15:52