Росстат сообщил о росте доли убыточных компаний

12/07/2023

 Росстат сообщил о росте доли убыточных компаний, сообщает “ДП”. Убытки генерируют 30% всех субъектов экономики страны. В Петербурге этот показатель незначительно лучше — 26,6%.

По итогам января–апреля 2023 года сальдированный финансовый результат организаций Петербурга (прибыль минус убыток) составил 540,3 млрд рублей. Это всего лишь 27,6% от уровня соответствующего периода 2022 года. Падение доходов сказалось и на росте числа убыточных предприятий. Эксперты отмечают, что далеко не каждая убыточная компания может закончить свою деятельность банкротством. Вместе с тем при сохранении такой динамики город может столкнуться с сокращением рабочих мест, а бюджет — с падением собираемости налогов, особенно налога на прибыль. На него в 2023 году приходится 36% всех поступлений в казну.

Совокупный оборот петербургских организаций в действующих ценах за первые 5 месяцев года составил 11,2 трлн рублей, сообщает Петростат. Это на 19,9% меньше, чем в январе–мае 2022 года. Основная доля прибыльных компаний в городе работает в сегменте обрабатывающих производств (45% совокупной прибыли), далее идут строительство и торговля (по 12%). Всего организации сумели заработать 956 млрд против 416 млрд убытков.

Доля убыточных организаций (без банков, страховых и бюджетных организаций, субъектов малого предпринимательства) составила 26,6%. Впрочем, данный показатель рассматривается в количественном выражении от общего числа компаний (об отрицательных финансовых показателях отчитались 998 организаций). Их совокупный убыток превысил 416 млрд рублей.

Петростат считает по данным бухгалтерской отчётности. В разрезе 4–5 месяцев говорить о негативных перспективах финансового года не совсем корректно, полагают опрошенные "ДП" эксперты. Вместе с тем по итогам 9 месяцев 2022 года цифры были более благоприятные: доля убыточных составляла 24,2%, или 889 компаний, при среднем размере убытка 306 млн.

Из агрегированных данных не видно, технический это убыток или на самом деле большинство компаний столкнулись с финансовыми трудностями. Известно, что банки, например, не кредитуют компании с отрицательными финансовыми маркерами. А по уже выданным кредитам будут пересматривать процентные ставки для снижения собственных рисков. В результате город может столкнуться с ростом банкротств.

Самым строгим кредитором остаётся государство, иные поставщики или подрядчики могут ждать расчёта по товарам или услугам продолжительное время. При малейшей задержке уплаты налогов бизнес моментально получает требование о погашении и из–за штрафных санкций предпочитает рассчитаться с фискалами вместо своих подрядчиков.

По данным УФНС по Санкт–Петербургу, в 2022 году в арбитраж направлено 691 заявление о банкротстве на 5 млрд рублей. Введено 43 процедуры на 1,3 млрд. Компаниями–ответчиками по этим искам погашена задолженность на 3,8 млрд рублей. В январе–марте 2023 года подано уже 376 заявлений о несостоятельности на общую сумму 4,76 млрд рублей (54% в количественном и 95% в денежном выражении по отношению к 12 месяцам 2022 года).

В УФНС по Ленобласти отмечают, что за минувший год инициировали 131 банкротство на 860 млн рублей, всего введено девять процедур на 193 млн рублей. При этом погашена бизнесом задолженность на 1 млрд рублей. В I квартале 2023–го подано 48 заявлений на 382 млн рублей. При этом бизнес погасил 32 млн.

По данным Росстата, в Петербурге просроченная кредиторская задолженность достигла 604 млрд, или 4,7% от общей задолженности. Как полагают эксперты, это связано с нестабильной экономической ситуацией, санкциями, уходом с рынка иностранных компаний. Но при этом и бизнес, и кредиторы понимают, что сама процедура банкротства быстро не поможет вернуть долг, так как зачастую это длительный и затратный процесс.

"Часто кредиторы используют механизм намерения обращения в суд с заявлением о банкротстве как рычаг для ускорения возврата долга. Должник, не желая попадать в процедуру банкротства, выплатит долг такому кредитору", — говорит Руслан Петручак. По мнению эксперта, выплата одному из кредиторов не означает, что будут погашены долги и перед другими. Во многих случаях должник выбирает для себя такую предбанкротную модель денежной политики и поведения: ждёт заявления о банкротстве и лишь потом погашает долг только перед подавшим в суд кредитором.

"Конечно, такая модель не может способствовать нормальному участию в гражданском обороте и ведению хозяйственной деятельности и не поможет компании преодолеть финансовые трудности. Это лишь отсрочка, которая приведёт только к увеличению долговой нагрузки. Само банкротство, даже если у должника уже нет активов и денег, позволяет обжаловать сделки и взыскивать дебиторскую задолженность и тем самым пополнять конкурсную массу для расчётов с кредиторами", — резюмирует Руслан Петручак.

Артём Голубев, доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт–Петербург: “Убыточность я могу объяснить элементарной экономической логикой: рост издержек, снижение потребительского спроса на фоне сокращения реальных располагаемых доходов. Это стандартная ситуация в кризисный период. Малый бизнес долго жить в убытках не сможет, и если рынок не поменяется, то завтра сегмент начнёт сыпаться как карточный домик. С другой стороны, в структуре экономики у МСБ малая доля, поэтому его количественное сокращение не сильно скажется на совокупных финансовых показателях.”

https://www.dp.ru/a/2023/07/12/balans-na-grani-ubitki-generiruet?from=subscribe_email

Дата публикации: 12/07/2023 12:26

Дата последнего обновления: 12/07/2023 12:26