Итоги семинара "Повышение квалификации поставщиков по закону N44-ФЗ"
5 декабря в Центре импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга в ВК «Ленэкспо» состоялся очередной семинар из серии мероприятий, ориентированных на участников закупок по Федеральным законам N44-ФЗ и N223-ФЗ. В семинаре на тему «Изменения в законодательстве N44-ФЗ. Повышение квалификации поставщиков в соответствии с требованиями N44-ФЗ. Специфика закупок в сфере строительства» приняли участие председатель Комитета по государственному заказу Правительства Санкт-Петербурга Дмитрий Игоревич Сачков и квалифицированные пользователи Единой информационной системы в сфере закупок из числа членов Ассоциаций «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» и «Союзпетрострой-Проект».
Спикер теоретической части Олег Павлович Макаренков (руководитель Федерального учебного центра «АСТ-Консалтинг», специалист в области государственного и муниципального заказа, аккредитованный лектор ЭП «Сбербанк-АСТ», кандидат экономических наук) рассказал слушателям об основах работы в области госзаказа, поделился опытом эксперта-практика, ответил на вопросы участников. Некоторые тезисы выступления приведены ниже.
После 01.01.2019 все подрядчики должны быть зарегистрированы в ЕИС в сфере закупок и обладать квалифицированной электронной подписью для электронного документооборота. Документы, занесенные в систему, будут передаваться заказчику без каких-либо проверок, поэтому нужно самим проверять актуальность всех размещенных в системе документов.
Кроме того, в одном из 18 банков, уполномоченных Правительством РФ, необходимо открыть спецсчет для участия в закупках по закону N44-ФЗ (а для субъектов малого и среднего предпринимательства и по закону N223-ФЗ). При этом нужно уточнить в банке тарифы на работу со спецсчетам и порядок взаимодействия с электронными площадками, поскольку банк может не подать вовремя конкретной электронной площадке сведения об открытии спецсчета, что не позволит участвовать в закупке. При подаче заявки необходимо постоянно контролировать остаток средств на спецсчете, чтобы после перечисления возможных сборов не уйти в “минус”.
Спикер подробно остановился на ухищрениях, на которые зачастую идет Заказчик, чтобы отклонить поданную нежелательную заявку. Исполнителю нужно знать, какие излишние требования можно оспорить в ФАС или в суде. Например, если на товар имеется ГОСТ, то поставщика нельзя вводить в заблуждение искаженными характеристиками товара, для этого нужно обоснование. Но заказчик иногда указывает ГОСТы списком без конкретной привязки или указывает несколько ГОСТов, которые приходится сопоставлять. Иногда в материалах заказчик указывает формулы расчета. Но товар не обязательно должен быть в наличии к моменту заключения контракта, а его характеристики не должны требовать дополнительных исследований.
Инструкция по заполнению заявки может быть “размазана” по техническому заданию или иметь двойное толкование, использовать слова “более”, “свыше”, “+/-” и т.п. Заказчик может не принять улучшенные характеристики поставок. Могут быть неурегулированы сроки и объемы работ. Проблемы могут возникнуть и с товарными знаками.
В то же время закон N44-ФЗ не ограничивает объем технического задания, которое должно давать подробное представление о потребностях заказчика.
Поскольку сроки подписания контракта очень сжатые, а банковская гарантия может быть еще не получена или товара для выполнения обязательств “с даты подписания контракта” нет на складе, для выигрыша времени можно направить заказчику протокол разногласий, например, с указанием любых ошибок в контракте.
Запросить материалы семинара можно по ссылке.
Первый семинар на тему «Как участвовать в госзакупках? Инструкции для начинающих поставщиков» в Центре импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга в ВК «Ленэкспо» состоялся 7 ноября.
Как было отмечено докладчиками, федеральный закон N44-ФЗ достаточно сложен и многократно изменялся. Правка закона не прекращается, на сегодняшний день действует уже 48-я редакция. В течение 2018 года опять произошли значительные изменения.
Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N1447-р был утвержден перечень из 8 операторов “новых” электронных площадок, на которых можно проводить электронные процедуры по Федеральным законам N44-ФЗ и N223-ФЗ.
1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"
4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"
5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"
6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"
Много вопросов возникает по работе со специальными счетами участников закупок для государственных и муниципальных нужд. Перечень уполномоченных банков устанавливается Правительством РФ. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки, что не всегда происходит. Минфин предупредил, что не все банки, уполномоченные открывать спецсчета, заключили соглашения с операторами "новых" электронных площадок. При этом часть из 18 банков, обязанных по законодательству регистрировать счета, еще не успели наладить работу электронной системы, и в ней периодически происходят сбои. Узнать, не возникнут ли проблемы со спецсчетом при обмене информацией между банком и площадкой, можно на сайте площадки - со 2 октября операторы должны размещать актуальный список банков, с которыми уже налажено взаимодействие.
Как свидетельствуют статистические данные, несмотря на вступивший в силу 1 июля 2018 года закон, по которому обязательным условием для участия в госзакупках с обеспечением заявок в денежной форме стала регистрация спецсчета в банке, многие предприниматели этого пока не сделали. В Петербурге и Ленинградской области спецсчетом обзавелись лишь четверть намеревающихся участвовать в госзакупках. Стать владельцами специального счета участники государственных закупок должны до 1 января 2019 года.
Специальные счета в какой-то степени упрощают взаимодействие банка, участников закупки и операторов электронных площадок. Участникам закупок больше не нужно вносить деньги сразу на нескольких электронных площадках. Однако участнику необходимо обладать достаточной суммой средств на спецсчете для блокирования с учетом возможных комиссий. Причем не на момент подачи заявки, а на момент окончания срока общего подачи заявок. Если средств будет меньше, то подтверждения на площадку не поступит. В личном кабинете можно увидеть спецсчет, но не увидеть остаток средств на площадке. Закупки по законам N44-ФЗ и N223-ФЗ могут проводиться на отдельных секциях электронной площадки. Правила в отношении субъектов малого предпринимательства (СМП) распространяются только на лиц, содержащихся в реестре ФНС.
С 1 октября заработали "новые" электронные площадки и правила о проведении закупок у СМСП в электронном виде по закону N223-ФЗ сталиобязательными. Минфин уточнил: это требование распространяется на тех заказчиков, кто обновил положение о закупке с учетом поправок к Закону N 223-ФЗ, вступивших в силу 1 июля 2018 года. Заказчики, которые не изменили положение, могут продолжить работу по старым правилам до конца года. Отметим, если пропустить и этот срок, госкорпорациям придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ. Закупки на уполномоченных государством 8 электронных площадках должны проводиться только для СМСП, остальные закупки могут идти на любых коммерческих площадках.
С 2019 года вступает в силу новая статья 24.2 закона 44-ФЗ, определяющая процедуру регистрации участников закупок в единой информационной системе с последующей аккредитацией на электронных площадках. Данная аккредитация осуществляется бесплатно путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой. При участии в закупке надо учитывать, что в ЕИС время московское, а у операторов обычно местное.
Очевидно, что участникам необходимо тщательно изучить и соблюдать документацию торгов, представлять читаемые копии документов. В этом году изменились требования к участникам и правила национального режима. Теперь если не приложить документы, которые подтверждают, что товар сделан в России или странах ЕАЭС, то такую продукцию оценят как иностранную, заявку отклонят или снизят цену на 15%.
На семинаре также выступил руководитель НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания» А.Ф. Питкянен. Фонд был создан Постановлением Правительства Санкт-Петербурга в 2007 году и предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории города Санкт-Петербурга, по следующим видам банковских гарантий:
— банковская гарантия на исполнение обязательств по контракту;
— тендерная гарантия (гарантия предложения).
Преимуществами работы с Фондом являются простота и быстрота принятия решения о предоставлении поручительства, возможность получения кредита при недостаточности ликвидного залогового обеспечения. Поручительство предоставляется Фондом на платной основе, однако в отличии от банковской гарантии, стоимость поручительства Фонда заметно ниже -0,75% годовых от суммы предоставленного поручительства для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более подробно на сайте фонда http://credit-fond.ru/.
По окончании семинара его участники получили сертификат о прослушивании курса по заявленной теме.
Дата публикации: 07/12/2018 17:53
Дата последнего обновления: 11/12/2018 10:51