Творчество архитектора должно становиться продолжением предыдущего

21/04/2017

 О противоречиях и сложностях работы архитектора корреспондент газеты «Строительный Еженедельник» беседует с генеральным директором компании «ЯРРА проект» (входит в ГК «РосСтройИнвест») Михаилом Копковым.

– Михаил Павлович, мы живем в очень неспокойное время. Насколько вступают в противоречие с художественным замыслом архитектора современные требования к безопасности зданий?

– Я глубоких противоречий не вижу. Безопасность здания для проектировщика – абсолютный приоритет. Это касается любых аспектов – экологии, прочности. Мой дом – моя крепость. Красота же должна возникать естественно, поскольку является неотъемлемой частью мысли архитектора.

– Какие требования, на Ваш взгляд, сегодня предъявляются к архитектуре современного города?

– Понятие качественной архитектуры должно включать в себя решение вопросов экологии, функциональной целесообразности, удобства проживания, создания гармоничной архитектурной среды, применение современных материалов и инженерного оборудования. В то же время современный город – это не нечто абстрактное, лишенное корней. Город – живой организм, архитектура не может рассматриваться в отрыве от прошлого, от того места, где она возникла. Есть хорошее выражение – кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Мы должны понимать историю и традиции нашего города, только тогда может быть создана архитектура, достойная Петербурга. Причем петербургская архитектурная школа – это комплекс принципов, который создавался поколениями. Я бы назвал в числе особенностей архитектурной школы города своеобразное «чувство локтя» зодчих. Если внимательно изучать застройку исторического центра, то видно, что творчество одного архитектора становится продолжением последующего, одно здание – продолжает другое. Каждое строение вписано в окружающую застройку, при этом сохраняется дух времени создания сооружения. К сожалению, в современной градостроительной практике очень мало или совсем не используются опыт и те принципы, которые оставили нам наши предки.

– Значит ли это, что каждое петербургское здание непременно должно содержать черты некого историзма?

– Я говорю не об историзме, а о пространственной связи исторически возникающих ансамблей. В своей работе архитектор исходит от природных условий города, его рельефа, водных пространств. Например, в скором времени по разработанному нами проекту завершится строительство крытой спортивной арены для Академии боевых искусств. Объект возводится на Приморском проспекте, неподалеку от строящегося «Лахта-центра» и Лахтинского разлива. Арена – очень современное здание, с интересной пластической формой, с использованием экологичных деревянных конструкций. Сама форма – это момент броска, образная бионическая структура. Это тот случай, когда функция и окружение здания продиктовали его архитектурный образ. Это также один из принципов петербургской архитектурной школы.

– Есть ли, на Ваш взгляд, изменения в организации пространства современных проектов комплексного освоения территорий, в отличие, скажем, от проектов «спальных» районов советского времени?

– Отличия есть – и довольно существенные. Например, при проектировании жилого комплекса «Золотые купола», современного мини-города, находящегося во Всеволожском районе Ленобласти, мы сразу поставили задачу выполнить качественную архитектуру, начиная от проекта планировки до реализации проекта. Нами было задумано планировочное решение, в котором была заложена структура объекта. Мы полностью выполнили социальное обеспечение жителей ЖК «Золотые купола»: нами запроектированы два детских сада с бассейнами, общеобразовательная школа, торгово-развлекательный центр с плавательным бассейном и фитнес-залом. Для детей разных возрастов задуман городок безопасных аттракционов с детским кафе. Центром композиции стала церковь с колокольней, архитектурная доминанта, которая будет просматриваться со всех точек жилого квартала. В отличие от спальных районов советского времени, где центром жизни обычно являлся торговый центр. В советское время не было такого большого количества автомобилей, поэтому все газоны в спальных районах сегодня запаркованы машинами. В ЖК «Золотые купола» 100% жителей будут обеспечены парковочными местами. При разработке планировочной структуры мы сразу задумывали жилые дома в форме полузамкнутых каре, в центре которых располагаются детские игровые площадки. Мы стремились вынести парковки за пределы дворов, располагая в них площадки отдыха, газоны, зеленые насаждения. Также запроектированы велосипедные дорожки, что немаловажно для комфортного проживания жителей.

 Особый вопрос – проектирование социальных объектов. Всегда ли речь должна идти о типовом проекте?

– Если говорить о школах, детских садах – типовой проект всегда выигрышен с точки зрения функциональности, экономичности. Здание должно быть прежде всего удобным для детей, его форма носит вторичный характер. Удачным, конечно, может быть и индивидуальный проект. Так, в ЖК «Золотые купола» мы спроектировали по индивидуальному проекту два детских сада, с довольно интересной архитектурой.

В моей практике был уникальный проект – школа  «Динамика» на Курляндской улице, для детей с особенностями развития. Это была первая в России школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проект воплощен в жизнь, сейчас успешно функционирует.

Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благам, чувствовать себя полноценными членами общества – это задачи, которые решает любое цивилизованное общество, их нужно было решить в этом проекте. Особое внимание в проекте уделено физической и моральной реабилитации инвалидов, обеспечению их возможностями для учебы, творчества, занятий спортом.

– Над чем интереснее работать архитектору – над КОТ или точечным проектом, который требуется «вписать» в окружающую застройку?

– Это задачи совершенно разного уровня, и каждая из них интересна по-своему. Невероятно интересным был для меня проект реконструкции здания на проспекте Добролюбова, 17, под главный офис ГК «Росстройинвест», в котором мы с вами и беседуем. Это была подлинно захватывающая работа. Здание было построено в начале 60-х годов прошлого века и явно диссонировало с окружающей исторической застройкой. Мы убрали фасады и, оставив только каркас, сделали проект, который органично вписался в сложившуюся среду. Причем это касалось не только фасадов, но и интерьеров. К работе мы привлекли скульпторов, дизайнеров, художников. Это был опыт создания качественно нового, современного и комфортного здания, которое стало частью исторического ансамбля.

– Как обрести баланс между сохранением архитектурного наследия и городским развитием, особенно когда речь идет о создании объектов в сложившихся районах города. Где, на Ваш взгляд, пролегает золотая середина?

 У архитектора, как и у врача, главным принципом должна быть заповедь «Не навреди»! Сейчас много говорят о перспективах развития «серого» пояса, здесь большой потенциал для работы архитекторов. Но эта работа действительно должна быть профессиональной, нести пользу, а не преследовать исключительно коммерческие цели. 

- Проект жилого дома можно считать качественным и полноценным, если в нем гармонично сочетаются внешний облик здания и входных групп. Представительные парадные всегда были отличительной градостроительной особенностью Петербурга.

- Идея оформления мест общего пользования всегда должна быть тесно связана с образом дома.  Для покупателей очень важен красивый вестибюль. Там должен работать консьерж, видеонаблюдение, а также надо, чтобы было чисто, уютно, удобно и, конечно, красиво. Лобби-зоны для каждого жилого комплекса холдинга создаются только по индивидуальному архитектурному проекту. К примеру, в цветовой гамме фасадов ЖК «Утренняя звезда» на проспекте Маршала Блюхера преобладают синий, бежевый и терракотовые цвета. Архитектурное решение предусматривает фасадное остекление верхней части дома в форме овала, символизирующего голубое утреннее небо со сверкающей утренней звездой. Эту идею продолжили и в холлах дома. Стены украшают абстрактные звезды, воздушности пространству добавляет зеркальный потолок. Уюту способствует и сложная подсветка, а зона консьержа выполнена по аналогии с ресепшеном. Жителям вестибюль понравился. Пока в только сданном доме проходили ремонты, они решили пользоваться черным ходом, чтобы не испортить холл.

Успели оценить дизайнерское решение лобби-зон и жители ЖК комфорт-класса «Дом с курантами» на Мебельной улице. Его фасад украшен масштабными функционирующими часами. Изображение часов появится и во входных группах. Как только закончатся ремонты, в каждом подъезде будет установлено декоративное металлическое панно с изображением знаменитых курантов разных стран. Интерьер холла выполнен в классическом стиле – гипсовые колонны, пилястры, розетки и обилие зеркал. 

В фасаде ЖК бизнес-класса «Кремлевские звезды» на улице Типанова преобладают теплые и светлые бежево-коричневые тона. Такое же цветовое решение было использовано и для входных групп здания, которые больше напоминают лобби-зону дорогого отеля. В отделке помещений будут использовать ценные породы мрамора и гранит. 

В ЖК «Пётр Великий и Екатерина Великая» на Заводской улице авторы проекта решили в интерьерах сделать акцент на бессмертной классике. Цвета изящных фасадов зданий – золотистые оттенки охры с голубыми вставками. Интерьеры холлов будут в тех же тонах и под стать названию комплекса – классическими и роскошными. Стены украсят лепнина, зеркала и картины с изображением Петра I и Екатерины II.

В одном из последних проектов ГК «РосСтройИнвест» – ЖК «Два ангела» на Республиканской улице – авторы постарались добавить в комплекс ощущение воздушности и эфемерности образов небесных существ. Форма домов напоминает ангелов со сложенными крыльями. По всей длине фасада будут установлены золотистые элементы. Похожие цвета и изогнутые линии в холле являются продолжением мотивов крыльев на доме.

Дата публикации: 21/04/2017 11:31

Дата последнего обновления: 21/04/2017 11:33