Обсуждение доклада Минэкономразвития России

28/01/2011
В различных комитетах Национального объединения проектировщиков продолжается обсуждение доклада Минэкономразвития России «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности». В целом предлагаемые в докладе оценки и законодательные инициативы по развитию саморегулирования в различных отраслях носят достаточно дискуссионный характер.
Ниже представлен заключительный параграф раздела доклада, относящийся к строительному комплексу.
2.6.5. Выводы и предложения по развитию саморегулирования в строительном комплексе
С учетом изложенного в рамках настоящего раздела в целях совершенствования нормативно-правовой базы саморегулирования в строительном комплексе и сложившейся правоприменительной практики необходимым представляется проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
1.     В части разработки стандартов профессиональной деятельности строительных организаций:
Рассмотреть возможность законодательного закрепления за национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства функции по разработке отраслевых федеральных стандартов, т.е., реализации двухуровневой системы профессиональных стандартов, в том числе:
-          федеральных стандартов;
-          стандартов саморегулируемых организаций.
В соответствии с предложенной моделью, разработка и утверждение федеральных стандартов осуществляется национальным объединением СРО в соответствии с программой разработки, утверждаемой по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган в той или иной форме «одобряет» федеральные стандарты. До принятия национальным объединением (советом) федеральных стандартов, а также в случае невыполнения программы разработки федеральных стандартов, уполномоченный орган вправе утвердить такие стандарты своим решением.
При этом в отношении федеральных стандартов могут быть предусмотрены различные схемы из числа перечисленных ниже:
-          утверждение федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с привлечением к разработке национального объединения (совета) СРО;
-          делегирование полномочия по утверждению федеральных стандартов национальным объединением (советом) СРО, сопровождающееся установлением срока принятия федеральных стандартов, по истечении которого указанное полномочие может быть отозвано;
-          утверждение федеральных стандартов национальным объединением (советом) и одобрение федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные стандарты подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия в установленном порядке.
В сфере технического регулирования в результате применения федеральных стандартов на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований соответствующих технических регламентов.
В свою очередь, саморегулируемые организации вправе принимать собственные стандарты, устанавливающие требования, условно относимые к «качеству», а также в добровольном порядке использовать инфраструктуру национальной системы аккредитации.
2.      В части совершенствования механизмов обеспечения имущественной ответственности саморегулируемых организаций, осуществить:
-          оценку целесообразности применения механизмов в целом и особенностей формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
-          проработку вопросов, связанных с установлением размеров взноса в компенсационный фонд в зависимости от количества осуществляемых видов деятельности, потенциальному уровню рисков, и иных значимых факторов;
-          уточнение порядка размещения и использования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, обеспечение прозрачности управления средствами компенсационных фондов СРО;
-          внесение поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе предусматривающих ответственность СРО и их должностных лиц за нарушение обязанностей, установленных федеральными законами и федеральными стандартами;
-          установление максимально допустимого размера (доли) выплаты из компенсационного фонда по одному случаю причинения ущерба;
-         уточнение порядка пополнения компенсационного фонда в случае осуществления саморегулируемой организацией выплат по обязательствам своих членов;
-          оценку необходимости установления минимальных требований по страхованию имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций;
-          проведение разъяснительной работы, направленной на повышение информированности потребителей услуг членов СРО, в том числе в части осуществления выплат из компенсационного фонда.
3.    В части совершенствования механизмов государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций:
- устранить действующий «уведомительный» порядок регистрации саморегулируемых организаций как не обеспечивающий необходимый уровень безопасности;
-          провести уточнение норм законодательства, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля за саморегулируемыми организациями уполномоченным органом.
4.  В части совершенствования механизмов контроля саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов:
-          подготовка поправок в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЭ «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих уточнение положений, устанавливающих порядок и предмет контроля указанных организаций, а также рассмотрение возможных вариантов организации системы контроля.
5.     В части развития механизмов внесудебного урегулирования споров в саморегулируемых организациях:
-          проработка вопросов, связанных с созданием третейских судов на уровне национальных объединений саморегулируемых организаций строительного комплекса и закреплением на уровне отдельных саморегулируемых организаций процедуры медиации.
6.   В части уточнения прав и обязанностей национальных объединений саморегулируемых организаций строительного комплекса:
-          проработка вопросов, связанных с делегированием функции по установлению порядка выдачи саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, наряду с задачей по разработке отраслевых федеральных стандартов, на уровень национальных объединений саморегулируемых организаций строительного комплекса;
-          оценка обоснованности сложившегося порядка финансирования национальных объединений саморегулируемых организаций, разработка мер по обеспечению их финансовой прозрачности.
7. В части специфических отраслевых вопросов:
-           проведение мероприятий, направленных на дальнейшее сокращение перечня работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства;
-          проработка вопроса о допустимых подходах к установлению требований к СРО, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам на отдельных видах особо опасных и технически сложных объектов, оценка целесообразности установления такого рода требований и принятие мер по недопущению монополизации отдельных сегментов рынка строительной отрасли;
-         проработка вопросов, связанных с проведением аттестации сотрудников строительных предприятий - членов саморегулируемых организаций в части конкретизации и обеспечения однозначной трактовки существующих положений.

Дата публикации: 01/02/2011 19:23

Дата последнего обновления: 27/09/2011 23:04