Круглый стол "Состояние и развитие среднего и малого строительного бизнеса"

16/04/2009

16 апреля 2009 года, в Ленэкспо, состоялся круглый стол "Состояние и развитие среднего и малого строительного бизнеса"

 
Ведущий – вице-президент, директор «Союзпетростроя», д.э.н., профессор Л.М. Каплан
 
На круглом столе обсуждались следующие вопросы:
 
  1. Состояние среднего и малого бизнеса в строительстве, проектировании и промышленности стройматериалов
- в Санкт-Петербурге;
- в Ленинградской области;
- в регионах Северо-Запада.
 
  1. Проблемы развития среднего и малого бизнеса
- доступность земельных участков для строительства жилых и коммерческих объектов;
- продажа квартир и объектов коммерческой недвижимости;
- реализация продукции и услуг компаний;
- доступность банковских кредитов;
- другие источники инвестиций;
- участие в Госзаказах на строительство, реконструкцию объектов недвижимости, поставки и т.п.;
- роль и значение бизнес-сообществ для развития среднего и малого строительного бизнеса;
- участие компаний среднего и малого бизнеса в переходе на саморегулирование.
 
Участники круглого стола:
 
Руководители компаний среднего и малого строительного бизнеса
 
Бочаров Л.Н. – генеральный директор ЗАО «АСЭРП»;
Витлин Э.И. – генеральный директор ЗАО «ПСФ-89»;
Вороной А.Т. – генеральный директор ЗАО «Строительный трест № 20»;
Гильгоф В.Л. – начальник отдела ЗАО СП «Красс»;
Зарубин М.К. – генеральный директор ЗАО «47 Трест»;
Захаров М.А. – генеральный директор ООО «Оннинен»;
Крумин А.Р. – генеральный директор ЗАО «Мастер-профиль»;
Левин Е.Р. – генеральный директор ЗАО СК «СУ-42»;
Лешин А.И. – генеральный директор ЗАО «Русская сказка»;
Майзель В.С. – исполнительный директор ООО «Ситимет»;
Певзнер Р.С. – генеральный директор ЗАО «Термоклинкер»;
Саленко М.И. – генеральный директор ЗАО «Эльф»;
Скороделов В.Е. – директор по строительству ЗАО СК «Юго-Запад»;
Тыквенко И.В. – генеральный директор ООО «Эскореал».
 
и другие участники Международного строительного форума «Интерстройэкспо-2009».
 
Участниками круглого стола было принято обращение к органам государственной власти:
 
Обращение участников круглого стола
«Состояние и развитие малого и среднего строительного бизнеса»
в рамках форума «Интерстройэкспо-2009»
к органам государственной власти
 
16 апреля 2009 года                                                                                   Санкт-Петербург
 
Участники круглого стола обсудили состояние среднего и малого бизнеса в строительстве и промышленности строительных материалов, проблемы развития среднего и малого бизнеса:
- доступность земельных участков для строительства жилых и коммерческих объектов;
- положение с продажей квартир населению и объектов коммерческой недвижимости;
- состояние реализации продукции стройиндустрии, услуг субподрядчиков и других участников строительного процесса;
- доступность банковских кредитов для развития среднего и малого бизнеса;
- альтернативные источники инвестиций, в том числе возможности перехода на проектное кредитование;
- участие в госзаказах на строительство, реконструкцию объектов недвижимости, на поставки и услуги;
- ситуация с переходом средних и малых компаний на саморегулирование в строительстве;
- роль и значение бизнес-сообществ для развития среднего и малого строительного бизнеса;
- пути повышения эффективности обращений со строительными отходами.
 
Участники круглого стола констатируют, что по всем затронутым вопросам существуют серьезные проблемы, особенно обострившиеся в период кризиса, хотя эти проблемы возникли еще задолго до его наступления. Это вызвано тем, что органы государственной власти Санкт-Петербурга в последние годы практически не уделяли должного внимания положению и особенно развитию среднего и малого строительного бизнеса.
В сфере строительства средние компании практически лишены доступа на аукционы по земельным участкам. Более того, практически не ведется и подготовка полных пакетов документов для участия в таких аукционах из-за требований изготовления проектов планировки и межевания территорий. Инженерная подготовка территорий велась и ведется только огромными земельными массивами, а среднему бизнесу официально объявлялось, что для них такой инженерной подготовки и продажи земли малыми лотами не было и не будет. В результате такой политики многие средние и малые компании вынуждены или сворачивать свой бизнес, или уходить в другие регионы. Даже после неоднократных требований общественности было выделено всего три участка с огромной начальной ценой (от 0,7 до 1 млрд рублей), что практически неподъемно для таких компаний. В условиях кризиса главной проблемой становится даже не получение земельных участков (хотя это очень важно), а резкое падение продажи квартир населению. В связи с этим значительно ухудшилось финансовое состояние компаний, возникли бартерные расчеты, сокращения персонала и другие негативные явления.
В неменьшей степени страдают средние и малые предприятия строительной индустрии. Это связано с трудностями получения помещений и земли на условиях аренды, практическим запрещением выкупа этой недвижимости, огромными тратами на получение электроэнергии, источников водоснабжения и водоотведения, газа и других услуг естественных монополистов. В условиях кризиса ситуация резко осложнилась в связи с тем, что из-за прекращения строительства новых объектов оказалась невостребованной продукция предприятий, особенно связанных с начальной и срединной стадиями строительства: в частности кирпича, железобетонных изделий, оконных блоков, сухих смесей, кровельных изделий и т.п. В ряде предприятий стройиндустрии объемы производства снизились на 30-40 %.
 
Участники круглого стола просят органы законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга принять решительные и быстрые меры, способствующие преодолению кризисных явлений и развитию среднего и малого строительного бизнеса.
Необходимо:
1.                  Возобновить целевое выделение средним и малым компаниям небольших земельных лотов (от 0,5 до 2 гектаров) с разумной платой и распределением платежей на весь срок строительства с преимущественной уплатой в бюджет с началом продажи готовых объектов недвижимости.
2.                  Обязать Комитет по градостроительству и архитектуре разрабатывать проекты планировки и межевания территорий.
3.                  Возобновить практику инженерной подготовки территорий за счет средств городского бюджета или на основе частно-государственного партнерства.
4.                  Просить Центробанк России разработать пакет нормативных документов, регламентирующих осуществление кредитных операций с использованием механизма проектного кредитования.
5.                  Обратиться в Министерство транспорта РФ об облегченном порядке учета эксплуатации автотранспорта для малых предприятий, имеющих в своем распоряжении небольшое количество малотоннажных грузовых автомобилей.
6.                  Считать необходимым установление налоговых каникул для предприятий среднего и малого бизнеса как минимум на два года.
7.                  Упростить порядок согласования проектной документации для технически не сложных объектов капитального строительства, реконструкции и реставрации.
8.                  В соответствии с российским законодательством наладить систему регистрации незавершенного строительства, которое может служить залогом для банков, но при условии собственности на земельный участок.
9.                  Ужесточить ответственность компаний и их руководителей за несвоевременные платежи контрагентам, вплоть до запрещения руководителям компаний-неплательщиков выезда за границу.
10.              Разрешить параллельное проектирование и строительство несложных объектов до получения всех согласований и заключений экспертных органов.
11.              При рассмотрении в Комитете по строительству и в правительстве Санкт-Петербурга вопросов, связанных с проектированием и строительством, предусматривать участие заинтересованных строительных и проектных организаций по рекомендации общественных организаций.
 
Считая, что главной проблемой, решение которой станет основой для преодоления других, является принятие мер к активизации спроса на жилье со стороны населения. Это возможно лишь при следующих необходимых условиях:
- Переход к системе проектного кредитования строящихся объектов на основе гарантий города тем коммерческим банкам, которые по конкурсу получат такое право. При этом все жилые дома должны строиться только на основе выполнения федерального закона № 214-ФЗ.
- Источниками проектного кредитования могут быть кредитные ресурсы банков (до определенного уровня возведения дома), а далее – сборы средств физических лиц – будущих владельцев квартир с твердой гарантией того, что их средства не пропадут, а дома будут построены в срок.
- Проектное кредитование, по опыту западных стран, должно вестись под строгим контролем банков, органов государственного технического надзора, а также саморегулируемых организаций, что взятое вместе должно вселить уверенность в граждан и способствовать притоку средств на инвестирование жилищного строительства.
- Нужно призвать средства массовой информации прекратить дискриминацию строительных компаний, которые изображаются в образе «врага», а максимально объективно освещать ситуацию, связанную со строительным бизнесом.
- Для контроля проектного кредитования целесообразно создать при Минрегионе РФ специальное Агентство для рассмотрения готовых проектов и распределять их, а также выделения целевых кредитов через уполномоченные коммерческие банки.
 
В случае перехода на проектное кредитование появляется возможность создания реальной ипотеки, ибо залогом становится не строящаяся, а готовая квартира. Однако для целей развития ипотеки требуется государственная поддержка граждан в виде целевого субсидирования разности между высокими кредитными ставками коммерческих банков и уровнем инфляции в году сдачи объекта в эксплуатацию. Считаем, что это более рациональное использование государственных средств, чем бесцелевое закачивание огромных денежных средств банкам, которые вопреки ожиданию так и не были направлены ни на кредитование реальной экономики, ни на поддержку жилищного строительства. Следует отметить, что необходимые целевые средства сравнительно невелики и потребуются лишь тогда, когда дома будут готовы, т.е. в последующие годы. Другой альтернативы участники круглого стола не видят.
 
Что касается предприятий строительной индустрии, то крайне необходимо:
- ограждение их от административных препонов в виде бесконечных проверок, штрафов, согласований и т.п.;
- снижение в разы платы за подключение к источникам энергоснабжения, водоснабжения и установление для малого и среднего бизнеса оплаты электроэнергии только по счетчику, независимо от источников ее получения;
- снижение арендной платы за арендуемые помещения и землю с правом их выкупа в собственность по разумной цене.
 
Участники круглого стола считают, что эти и другие меры могут быть осуществлены, в основном, в рамках Санкт-Петербурга или путем обращения в федеральные органы власти. Мы требуем поддержки среднего и малого строительного бизнеса не на словах, а на деле, ибо весь мировой опыт показывает, что такой бизнес составляет основу рыночной экономики развитых стран, а пренебрежение им неизбежно ведет к монополизму, удушению конкуренции и, в конечном счете, к свертыванию рыночной экономики. Участники круглого стола выражают уверенность, что совместными усилиями органов государственной власти и бизнес-сообществ нам удастся в кратчайшие сроки существенно смягчить влияние кризиса на строительную отрасль города.
 
Принято участниками круглого стола
 

Дата публикации: 09/11/2009 18:20

Дата последнего обновления: 27/09/2011 23:04