Важнейшие цели совершенствования градостроительной политики

14/09/2023

 7 сентября 2023 года в Новосибирске при поддержке Национального объединения изыскателей и проектировщиков состоялась научно-практическая конференция «Использование механизма КРТ для развития наукоградов, малых и сельских агломераций». Модераторами выступили вице-президент, член Совета НОПРИЗ Азарий Лапидус и вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.

Заместитель министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко рассказал о ходе реформ технического регулирования и ценообразования в изысканиях, проектировании и строительстве. Заместитель министра отметил, что КРТ является механизмом реализации градостроительного потенциала и помогает значительно сократить инвестиционно-строительный цикл. Минстрой России совместно с НОПРИЗ, НОСТРОЙ и РСС подготовил новую редакцию Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, предполагающую переход на параметрический метод нормирования с использованием норм и правил добровольного применения для обоснования безопасности ОКС, а также прогрессивных инструментальных доказательных методов с использованием механизма научно-технического сопровождения изысканий, проектирования и строительства. Реформа технического регулирования предполагает формирование единого реестра обязательных требований, обеспечивающих безопасность ОКС. Эта мера необходима для последующего внедрения механизмов автоматизированного проектирования и экспертизы проектной документации. Сергей Музыченко проинформировал участников конференции о вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 г. № 717 «Об утверждении Положения о порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, <…>», согласно которому институт экспертизы по сути приобретает инжиниринговые функции. Также замминистра рассказал о результатах перехода регионов России на ресурсно-индексный метод ценообразования в изысканиях, проектировании и строительстве. За 9 месяцев 2023 года на него перешли 49 субъектов РФ, в настоящий момент готовы начать переход еще 20 субъектов. Сроки перехода будут продлены до 2024 года. В дальнейшем предполагается переход к системе ресурсного ценообразования. 

Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров отметил, что сегодня население России ежегодно финансирует покупку жилья на 97,7% и оплату ЖКХ на 93%, суммарно в размере от 9 до 10 трлн рублей. Доля частных инвестиции в строительство — более 82%. Несмотря на стагнацию доходов населения и снижение объемов государственного финансирования по итогам 2022 года продолжился взрывной рост объемов строительства и покупки жилья, в основном ИЖС, за счет эффективности механизмов регулирования отрасли: обеспечен рекордный ввод жилья в объеме 102,7 млн кв. метров (из них ИЖС — 57,2 млн кв. метров). С 2018 года по 2022 год годовой ввод домов ИЖС увеличился на 24,8 млн кв. м. Сегодня это 58% ввода жилья. Поселки из таких домов зачастую представляют собой поселения нового типа, который нуждается в дополнительном нормативно-правовом и техническом регулировании.

Анвар Шамузафаров подчеркнул, что опасной тенденцией становится тот факт, что многоквартирные дома все чаще перестают удовлетворять социальной и демографической политике России вследствие уплотнения застройки и уменьшения площади квартир в некоторых случаях до 8 квадратных метров. Тревожащим вектором становится снижение количества сельских поселений — с 1959 года из количество сократилось в 2 раза: с 294 тысяч до 153 тысяч.

 «Важнейшей задачей, обозначенной Президентом России Владимиром Путиным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, является преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях, обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий», — обратил особое внимание участников конференции Анвар Шамузафаров и добавил, что недопустимо заниматься развитием только столичных агломераций.

Важнейшими целями совершенствования градостроительной политики должны стать:

— увеличение территорий поселений для роста численности населения страны, обеспечиваемого демографически ориентированным жилищным строительством;

— гармоничное развитие всех поселений Российской Федерации, включая малые, средние города и сельские поселения;

— развитие нормативно-правового и технического регулирования поселений ИЖС и увеличение ввода такого жилья для обеспечения потребностей населения в семейном жилье.

Анвар Шамузафаров подчеркнул, что озвученный подход НОПРИЗ к градостроительной политике был поддержан участниками совещания под председательством директора департамента строительства Правительства Российской Федерации Максима Степанова. Для развития градостроительства малоэтажного и индивидуального жилищного строительства НОПРИЗ совместно с аппаратом Правительства РФ и Минстроем России ведет работу над внесением изменений и дополнений в Градостроительной кодекс Российской Федерации с целью:

а) введения единых схем территориального планирования нескольких муниципальных образований и их частей с наделением этих субъектов РФ правом определения территорий для комплексного развития малоэтажной застройки (для ИЖС);

б) введения единых схем территориального планирования смежных или соседних субъектов Российской Федерации с наделением Правительства Российской Федерации правом определения территорий для комплексного развития малоэтажной застройки в целях предоставления земельных участков для ИЖС и сопутствующих объектов;

в) установления правовых норм по разработке и введению Правительством Российской Федерации в действие Схемы территориального планирования Российской Федерации в области рационального и безопасного расселения населения.

НОПРИЗ формирует предложения для внесения изменений в градостроительное законодательство, которые касаются рабочей документации, строительного надзора и контроля. Анвар Шамузафаров подчеркнул, что разрабатывать рабочую документацию и вести авторский надзор должна проектная организация – автор проекта, а строительный надзор обязан контролировать соответствие строящегося объекта проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

Всего в целях совершенствования нормативно-технического регулирования НОПРИЗ проводится работа по внесению изменений:

– в статьи 722, 740-757, 758-762, 1294 Гражданского кодекса Российской Федерации для распределения полномочий и ответственности между юридическими и физическими лицами (ГИП и ГАП);

– в статьи 48, 49, 52, 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации для уточнения полномочий специалистов строительной сферы (ГИПов и ГАПов);

– в главы 39, 43 и 55 Трудового кодекса Российской Федерации в целях регулирования труда и ответственности специалистов строительной сферы;

– в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях для повышения ответственности специалистов строительной сферы;

– в статьи 5 и 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений для введения параметрического метода подтверждения безопасности объектов капитального строительства;

– дополнение 24 главы Уголовного кодекса Российской Федерации для установления ответственности специалистов строительной сферы;

– в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности» для уточнения полномочий и ответственности архитекторов;

– в нормативно-технические документы по развитию малых и средних городов и сельских поселений;

– в федеральные законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности» и другие.

Говоря о важности развития наукоградов в России, президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров представил их основные градостроительные принципы.

Первый принцип — максимальное внимание к соответствию основной цели создания такого поселения, включение в систему размещения специфических производительных сил, природных ресурсов, расселения, условий транспортной доступности и материального обеспечения.

Второй принцип — последовательность и строгость осуществления функционального зонирования.

Третий принцип — структура улично-дорожной сети должна обеспечить доступность и связность любых точек городского пространства друг с другом.

Четвертый принцип — создание в границах микрорайона целостного природно-жилого образования, включая зеленые зоны, темы детских площадок, малых архитектурных форм благоустройства.

Пятый принцип — особая архитектурная роль городского центра, с формированием запоминающегося архитектурного ансамбля.

Шестой принцип — использование местных строительных материалов и архитектурных мотивов.

Седьмой принцип — привлечение высококвалифицированных проектировщиков, последовательно ведущих определенный проект, площадку. НОПРИЗ проводит работу по повышению квалификации, роли и персональной ответственности проектировщиков.

Проектное видение развития наукограда должно основываться на таком документе территориального планирования, как «Схема территориального планирования субъекта РФ». Предварительно может, конечно, быть подготовлена концепция или мастер-план, но только Схема территориального планирования должна являться правовым документом, подразумевающим возможность правовых последствий в части землепользования, подготовки последующих проектов планировки, межевания и т. п.

Анвар Шамузафаров рассказал о ходе реализации инициативных мегапроектов НОПРИЗ по разработке отечественного ПО для проектирования и инженерных изысканий, по разработке системы автоматических проверок информационных моделей ОКС на соответствие нормативным требованиям и переводу нормативно-технической документации в машинопонимаемый формат для цифровизации института экспертизы, а также по развитию технологий модульного строительства и строительству производственных мощностей для этого вида работ. Эти проекты направлены на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации и получили государственное финансирование.

Завершая свое выступление, Анвар Шамузафаров поделился результатами деятельности НОПРИЗ в части разработки основных положений технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий». На данный момент работа над формированием содержательной части документа завершена, проводятся консультации со странами-участницами ЕАЭС для поиска консенсуса по имеющимся замечаниям.

С докладами о научно-техническом сопровождении (НТС) особо опасных, технически сложных и уникальных объектов выступили вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус, который представил отечественный опыт научно-технического сопровождения проектирования, изготовления и монтажа конструкций особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также рассказал об истории становления этого направления деятельности и развития его нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения.По инициативе и при участии НОПРИЗ был разработан свод правил «Научно-техническое сопровождение инженерных изысканий, проектирования и строительства. Основные положения». Азарий Лапидус подчеркнул, что данный документ распространяется на инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, эксплуатацию и снос объектов ОКС: повышенного уровня ответственности (класса КС-3), объектов нормального уровня ответственности (расположенных в сложных инженерно-геологических условиях, расположенных в сложных природных условиях, расположенных в условиях стесненной городской застройки, являющихся объектами культурного наследия, являющихся технически-сложными объектами с массовым пребыванием людей), а также любых объектов, научно-техническое сопровождение которых проводится по инициативе заказчика. Программа НТС строительства осуществляется на этапе НТС проектирования и утверждается застройщиком.

https://www.nopriz.ru/news/news.php?ID=35395

Дата публикации: 14/09/2023 13:43

Дата последнего обновления: 14/09/2023 13:43