Кто и как создает креативные пространства

21/08/2023

О том, какие преимущества дает современная техника в креативной индустрии, что сегодня вдохновляет на достижение успеха и помогает в развитии продуктивности, мы поговорили с креативным директором кластера «Суперметалл» Дмитрием Маркиным

«Смотрите, что покажу, — Дмитрий ведет в небольшое помещение ресторана «Киомей Изакая» на «Флаконе» и демонстрирует расположенные там диджейский пульт и разные музыкальные примочки. — Это фишка заведения, попытка переосмыслить привычный формат, точка притяжения аудитории». Дмитрий работает в команде Алексея Капитанова, автора проектов «Корабль Брюсов», «Флакон» и «Хлебозавод». «Суперметалл» — это новый проект команды, который открылся в начале февраля 2022 года.

- Как происходит развитие общественных пространств? Как ты вообще попал в «креативку»? Какие у тебя здесь задачи?

- Понятие «креативные индустрии» довольно молодое. Термин «креативная экономика» впервые прозвучал в 1998-м в Министерстве культуры, СМИ и спорта Великобритании. С того момента «креативку» постепенно начали учитывать в ВВП в большинстве стран. В развитых она занимает 8–10%, у нас — около 2–4%, но куда более важно — мы наблюдаем стабильный рост.

Основных причин внимания к креативу, на мой взгляд, две. Во-первых, это молодая, но перспективная с точки зрения налогового объема сфера. Во-вторых, навыки креативного мышления/подхода максимально междисциплинарны и актуальны в большинстве сфер жизни и работы.

Я занимаюсь пиаром и развитием «Суперметалла» через коллаборации, коммуникации, спецпроекты и медиа. Также одна из важных составляющих моей работы — сохранение и улучшение дизайн-кода пространства.

Основная деятельность нашей команды — ревитализация объектов недвижимости и продажа коммерческой недвижимости. Мы находим интересные территории и объекты, приобретаем их в собственность, разрабатываем концепции — и затем долгий процесс реконструкции. После чего в Москве появляются новые значимые точки притяжения, такие как «Хлебозавод» и «Флакон», которые стали главными аттракторами в районе станции метро «Дмитровская», и сейчас этот район очень динамично развивается и застраивается.

Мой путь к должности креативного директора нетривиален: у меня большой опыт работы в государственных корпорациях, а в креатив я попал в 2016 году — случайно устроился администратором в фотостудию, параллельно совмещая с основной работой. И несмотря на то что это был очень маленький проект (студия около 100 кв. м), мне очень понравилось работать в творческой среде.

Я начал собирать вокруг себя творческих людей, старался всегда прийти на помощь, поддержать, и часть из них всегда с благодарностью возвращались. Я продолжал развиваться в сфере фотостудий и в итоге сделал с партнерами один из самых крутых съемочных комплексов — Mayak Studio на «Дмитровской». На сегодня это одна из самых технически оснащенных студий.

Интересно, что индустрия фотостудий, начиная с ковида и заканчивая февралем прошлого года, начала испытывать сложности, но сейчас все относительно восстановилось — интерес проявляют уже отечественные компании и бренды.

После пандемии рынок вырос экспонентно, понятие сезонности просто исчезло — мы вкалывали нон-стоп весь год, думали: «Господи, когда это кончится». Расцвело онлайн-образование, стало появляться большое количество курсов не по IT, а по творческим направлениям: музыка, дизайн, фотография, видеосъемка. И это здорово, потому что такие скиллы могут приносить дополнительный заработок, и в целом это созидательный процесс, для многих это инструмент самовыражения.

Февраль 2022 года: все уезжают, бренды уходят, а это, по моим ощущениям, около половины рынка. Так длится три-четыре месяца, после чего в пустые ниши начинают заходить наши бренды: МТС, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф». На рынке идет балансировка заказов и исполнителей, что, в свою очередь, дает возможность молодым ребятам пробиться и заявить о себе. Также развивается и fashion-сфера — на мне, например, сейчас одежда российских дизайнеров.

- Какая концепция у «Суперметалла»?

- Если «Флакон» и «Хлебозавод» — это полноценные общественные пространства, то «Суперметалл» — концептуальный бизнес-парк. Задачей команды было создать привлекательную и комфортную деловую среду для людей из совершенно разных «вселенных»: обитателей бизнес-центров и креативных кластеров. Мы считаем, что это получилось благодаря нашему подходу к переосмыслению рабочего пространства и подбору резидентов: каждый арендатор органично вписывается в креативную среду.

В основе проекта лежит идея сохранения промышленного дизайна в своем первозданном виде, с использованием металла, бетона и стекла. При этом важно было создать максимально комфортное, дружелюбное и привлекательное пространство, поэтому мы уравновесили промышленное начало озеленением и волнообразными формами.

Мы уделяем большое внимание тем проектам, которые планируют стать нашими резидентами. Нам важно, как они и их продукт визуально встроятся в наш дизайн-код, — табачный магазин или шоурум мангалов мы вряд ли разместим. Но также мы смотрим на то, как они потенциально могут интегрироваться в уже созданную коммуникационную среду. Ведь живая среда, где все резиденты активно взаимодействуют друг с другом, — это одна из задач креативных кластеров.

В прошлом году «Суперметалл» стал одним из самых популярных спотов под ночные тусовки с электронной музыкой. Вместе с нашим резидентом, рестораном «Радио», и промогруппой «Радуга» в мае того года мы решили проверить гипотезу, что наш внутренний двор — подходящее место для таких событий. И это оказалось правдой.

- Что будет через три—пять лет с креативными индустриями?

- За последние пять лет количество внимания к креативным индустриям со стороны государства и крупных компаний очень выросло. Если не ошибаюсь, в 2020 году прошла первая российская креативная неделя, и если сравнивать с прошлым годом, то очень заметен нарастающий интерес. В связи с этим и выросло внимание к формату креативных кластеров, ведь они — аттракторы для людей из креатива.

Совершенно точно количество кластеров будет расти, причем не только частных, но и государственных (например, реконструкция ВНИИМЕТМАШ, где будет крупнейший кинокластер России). Также виден большой интерес к такому формату недвижимости в регионах. Лично мне, например, очень нравится питерский «Севкабель», тульская «Октава», тверские «Рельсы».

Я обожаю исследовать новые города на предмет мест, где собирается молодая и креативная аудитория. Когда приезжаю, то нахожу какую-нибудь современную кафешку, узнаю, что в городе есть куда сходить. И начинаю свое новое маленькое расследование.

https://style.rbc.ru/people/64cb96159a79471e6086260d?utm_source=rbc&utm_medium=main&utm_campaign=hnr23s-r-kp-m

Дата публикации: 21/08/2023 11:07

Дата последнего обновления: 21/08/2023 11:07