Развитие мегаполисов. Новый урбанизм

19/06/2012
   Известный американский архитектор, глава компании DPZ Андрес Дуани, выступая на организованном компанией «Город 22» и генконсульством США в Петербурге круглом столе «Развитие мегаполисов. Новый урбанизм», высказал мнение о том, что Смольный должен отказаться от точечной высотной застройки. «Во всем мире такие дома попадают под массовый снос, Петербург к этому тоже придет», - уверен господин Дуани. Решение проблемы архитектор видит не просто в сносе безликих высоток, а в проектах комплексного развития территорий, создании самодостаточных районов с комфортной средой и всей необходимой инфраструктурой, сообщает «Строительный Еженедельник».
Господин Дуани отметил, что сегодня в плотно заселенных окраинах Петербурга нет признаков урбанизма. Новый урбанизм, в частности, подразумевает пешеходную доступность микрорайона, озеленение улиц, ориентированность на пешеходов, наличие необходимой инфраструктуры, разнообразие застройки, использование экологически чистых технологий при строительстве. Сегодня жителям спальных районов Петербурга, по мнению Андреса Дуани, недостаточно созданной среды, они вынуждены приезжать в центр города на работу, шопинг и за развлечениями. Он подчеркнул, что 25-этажные новостройки на границах Петербурга не только портят облик городской среды, но и зачастую не пригодны для жизни.
Первый зампредседателя КГА Юрий Митюрев согласен с тем, что в городе необходимо ввести ограничения на высотность зданий. По его словам, данный вопрос сейчас активно обсуждается в комитете. С другой стороны, эксперты и участники рынка подчеркивают, что у петербуржцев еще не удовлетворены первостепенные потребности в жилье. Это отчасти вынуждает Смольный поддерживать быстрое и дешевое строительство. Внешний облик зданий зачастую отходит на второй план.
Вице-президент Союза архитекторов Петербурга Святослав Гайкович полагает, что новый урбанизм в Петербурге – пока лишь мечта. По его словам, сегодня девелоперы вынуждены строить 25-этажные «высотки», чтобы окупить свои расходы. Затраты на согласования, инженерную подготовку земель и строительство слишком высоки, и при малоэтажном строительстве компания в большей степени рискует получить убыток.
Гендиректор «СЗСК» Михаил Голубев полагает, что для развития малоэтажного строительства в Петербурге необходима политическая воля Смольного. Фактически город должен отдать приоритет таким проектам и поддерживать застройщиков различными льготами.
Михаил Голубев полагает, что с помощью формата «малоэтажек» город вполне сможет обеспечить петербуржцев жильем. Плотность населения в малоэтажных домах, по его словам, сопоставима с плотностью в «высотках». Впрочем, жилье в малоэтажных кирпичных домах на 20% дороже типичных новостроек, признал девелопер.
Наиболее популярные районы Петербурга для малоэтажной застройки высокого класса - Петергоф, Коломяги, Лисий Нос, Пушкин. Зачастую застройщики позиционируют свои проекты в рамках нового урбанизма, но не все из них соблюдают
Господин Голубев настаивает, что проект жилой малоэтажной застройки в Лисьем Носу «СЗСК» реализует как раз в концепции нового урбанизма. Корпорация планирует возвести здесь жилой малоэтажный комплекс из нескольких двухэтажных коттеджей с мансардой площадью от 140 до 600 кв. м. Господин Голубев отмечает, что по тому же принципу компания «СЗСК» застраивает коттеджами, таунхаусами и малоэтажными домами микрорайон «Никитинская усадьба», расположенный между станциями метро «Удельная» и «Пионерская». В компании рассказали, что в ближайшее время в микрорайоне появятся детские сады, пешеходные зоны, благоустроенный парк на берегу пруда. Успешными проектами малоэтажного строительства эксперты называют застройку в Пушкине.
Концепция нового урбанизма не ограничивается малоэтажным строительством, согласен Андрес Дуани. Она предполагает создание транспортной системы, при которой в большей степени учитываются интересы пешехода, а не автомобилиста. Транспортная система Северной столицы, по словам американского архитектора, неадекватна происходящему в городе. «Петербургская ситуация с парковками - наихудшая на моей памяти. Машин еще не так много, но город уже захлебнулся», - говорит господин Дуани.
Справка
Новый урбанизм - градостроительная концепция, подразумевающая возрождение небольшого компактного «пешеходного» города в противоположность «автомобильным» пригородам. Движение возникло в начале 1980-х годов в США, первым примером нового урбанизма считается городок Сисайд, построенный во Флориде.
Основные принципы нового урбанизма - отказ от «пригородного» стиля жизни. Города и районы, построенные в соответствии с принципами нового урбанизма, небольшие, компактные, здесь все необходимые жителям службы J (магазины, бытовые услуги и т. п.) находятся на пешеходном расстоянии от жилья. Новый урбанизм отдает предпочтение велосипеду и пешему хождению, а не автомобилю.
Для решения транспортной проблемы Андрес Дуани советует воспользоваться уже опробованными европейскими способами, среди которых платные парковки и платный въезд в центр города. Вырученные деньги, по словам эксперта, следует направлять на создание системы общественного транспорта такого уровня, чтобы люди с высоким достатком захотели им пользоваться.

Дата публикации: 19/06/2012 10:49

Дата последнего обновления: 19/06/2012 10:49