Кто определяет облик здания – заказчик или архитектор?

22/04/2024

Окупается ли красота: кто определяет облик здания – заказчик или архитектор? Так обозначили тему дискуссии круглого стола, организованного NSP.RU и посвященного архитектуре дорогих жилых новостроек. Причем разговор шел не только об оформлении фасадов, но и об интерьерах общественных зон, входных групп и о благоустройстве территории. То есть тех составляющих, которые делают дома привлекательными для покупателей и горожан, формируют образ квартала. Приводим мнения несколько участников.

Михаил Гущин, вице-президент по маркетингу и продукту, Группа RBI:

– Экономическая модель девелоперского проекта сегодня просчитывается с высочайшей детализацией и глубиной. Вклад каждой составляющей можно вычислить. Например, затраты на благоустройство составляют около 5% от бюджета проекта; отделка МОП и входных групп – 7–10%; архитектурная концепция – 0,5%; проектные работы (включая работу архитектора и генпроектировщика) – 4–6%.

Но куда сложнее понять, что из этого «красота». Можно ли назвать красивым проект с хорошим фасадом, но неудачными планировками? С дорогим дизайном МОП, но непродуманной организацией внутреннего двора? Мы в RBI всегда исповедовали комплексный подход, для нас искусство технологий и жизненных сценариев не менее важно, чем искусство архитектуры или дизайна. Так что «красота», по-хорошему, занимает 100% стоимости проекта.

Конечный облик дома определяет заказчик, но он должен понимать, какой архитектор лучше всего подойдет для проекта в конкретном месте, кто именно нужен здесь и сейчас. В этом – большое искусство девелопера. Именно в таком сценарии рождается синергия, стороны «не давят» друг на друга, а обогащают идеями. Некоторые считают, что архитектор всегда стремится создать нечто амбициозное, а заказчик держит его в узде бюджета. Это не так, хорошие архитекторы всегда мыслят в категориях экономики. Так, зодчий Евгений Герасимов несколько лет назад начинал создавать ансамбль вокруг Феодоровского собора на Миргородской улице. К нему мы обратились для реализации нашего проекта «МИРЪ». Он должен завершить ансамбль площади вокруг собора, и поэтому он по-своему развивает традицию неорусского стиля.

Архитектор подготовил для нас несколько вариантов фасадов. Полистав альбом, президент RBI Эдуард Тиктинский задумался – и предложил немного пересмотреть подход. Не ограничивать себя экономическими соображениями, а попробовать создать что-то действительно необычное. Евгений Герасимов как будто этого и ждал: он так вдохновился предложением, что «доработанные» фасады были представлены уже через пару недель. Так наш проект «МИРЪ» получил богатый фасадный декор.

В условиях снижения спроса у девелоперов два пути: либо максимально удешевлять продукт, сохраняя доступность покупки на прежнем уровне, либо продолжать создавать качественный, выделяющийся продукт, который всегда найдет покупателя. Для компаний, которые, подобно нам, выбирают второй путь, качественная архитектура, конечно, остается конкурентным преимуществом. Мы всегда считали, что вложения в архитектуру, в проектирование окупают себя.

Принцип «чем дороже – тем лучше» здесь необязательно работает, архитектура должна соответствовать окружению. «Дорогой» фасад в стиле ар-деко за пределами центра уже может смотреться инородно. 

Екатерина Немченко, коммерческий директор холдинга «РСТИ»:

– Очевидно, что при создании нового проекта в первую очередь играют роль особенности локации и предпочтения заказчика, потом в коллаборации с архитектором рождается проект, который приглаживается (или трансформируется) под присмотром надзорных органов. В итоге мы получаем достаточно разные проекты, которые были всегда востребованы. На них могли по-разному реагировать. Например, ЖК «Венеция» – яркий проект, вызывающий противоречивые оценки: одним очень нравится, другие считают его неуместным. Но были проекты, которые нравились всем и всегда.

Чем руководствуются застройщики, создавая новый проект? Это: история, гений места, красота, аура нашего города, ведь Петербург – это про любовь. Но не только про любовь, но и про деньги. А что есть красота? Достаточно ли собрать самое дорогое и прогрессивное в одном месте? Такое решение будет однозначно дорогим в реализации. Но будет ли это востребовано, окупится ли? Про денежную составляющую нельзя забывать. Любой проект в Петербурге уступает московскому. Как ни крути. Поэтому любой проект у нас – это компромисс с оглядкой на платежеспособный спрос. Но ожидания у покупателей и требования к дому – высокие. Если раньше решающую роль играла локация, сегодня проекты конкурируют в схожих локациях, и у покупателей на первое место выходят характеристики самого дома. Это: архитектура, планировки, благоустройство, инфраструктура, используемые материалы. По нашим исследованиям, 38% покупателей считают параметры проекта главными при выборе, а ценность локации сместилась на второе место – с 28%. Естественно, важны также цена, способ покупки и надежность застройщика. Это хорошо видно на примере Петровского острова: локация одна; в ее пределах сконцентрирован большой объем предложения и сформировалась высокая конкуренция. Поэтому в фокусе покупателей, ориентированных на это место, характеристики проектов и их концепции, то, что придумали застройщик с архитектором.

Элитный ЖК «Фамилия» изначально задумывался в другом сегменте, но мы дополнили проект и «вытянули» его на более высокий уровень, в том числе за счет добавленных «красот». У нас он отражен в скульптурной композиции семейства львов во дворе. На нее очень хорошо реагируют как жильцы, так и их гости. Образ льва прослеживается и в оформлении фасадов (маскароны), и в продвижении проекта. Выразительности зданию придала художественная подсветка фасадов.

Несмотря на сложный период, который пришелся на отделку парадного лобби, мы его полностью сделали по утвержденному дизайн-проекту, и лобби стало настоящим украшением дома.  В отличие от коллег, мы по-другому считали затраты на красоту, учитывая только дополнительные опции (относительно базовых решений). У нас это отделка гранитом первых этажей, скульптурная композиция львов, премиальная отделка лобби, рояль, крупномерные растения в благоустройстве и т. д. Суммарно затраты на эти опции составили 2,8–3% от общего бюджета проекта. Кстати, подобное оформление лобби увеличивает затраты в 10 и более раз относительно базовых решений. Окупается это? Однозначно, да. Поскольку создает уникальный образ объекта.

https://nsp.ru/38490-okupaetsya-li-krasota-kto-opredelyaet-oblik-zdaniya-zakazcik-ili-arxitektor

Дата публикации: 22/04/2024 16:53

Дата последнего обновления: 22/04/2024 16:53