Федеральная контрактная система – панацея или путь в пропасть?

14/05/2012

 Правительством Российской Федерации одобрен проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг». О плюсах и минусах законопроекта размышляет член Совета СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» от ОАО «Мостострой-6», Председатель Комитета по развитию рынка архитектурно-строительного проектирования и тендерным процедурам НОП Сергей Владимирович Чижов.

Необходимо отметить, что наш Комитет возобновил свою работу с февраля 2012 года. За это и предшествующее время в различные органы, задействованные в разработке ФКС, было направлено около 40 предложений по содержанию и структуре этого законодательного акта. Члены Комитета постоянно принимали участие и отстаивали свою позицию на слушаниях, совещаниях, круглых столах в учреждениях государственной власти, общественных и профессиональных сообществах.

 Отметим положительные изменения, которые удалось включить в положения ФКС.

- В проекте закона предусмотрена возможность применять процедуру двухэтапного конкурса на проектные работы, когда требуется уточнение тех или иных характеристик объекта. Конкурс проводится в две стадии. На первой представляются заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. На второй комиссия проводит обсуждение с участниками предложений на основании принципа равного доступа.

- В ФКС при проведении балльной оценки конкурсных предложений, на торгах для архитектурных и проектов произведений градостроительства, садово-паркового искусства, опытно-конструкторских или технологических работ весомость критерия, характеризующего результат интеллектуальной деятельности, увеличивается до величины не менее 25%.

- Определены преимущества участия в процедурах субъектов малого предпринимательства. Так заказчику предписывается в обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% общего годового объема закупок. При этом цена контракта не может превышать 15 млн рублей. Заказчик вправе установить требование к подрядчикам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, о привлечении соисполнителя из числа субъектов малого предпринимательства, что важно для небольших компаний.

- Статьей 13 ФКС, при проведении закупок вводится национальный режим, который определяет принципы закупок услуг у иностранных поставщиков на равных условиях с отечественными.

- Несомненным общим достижением всех участников подготовки ФКС является введение понятие демпинга, определенное как 25% и более от начальной цены контракта. Однако в большинстве случаев участнику размещения заказа разрешается снижать цену более чем величина демпинга при наличии обоснования. При этом участнику под угрозой снятия с торгов будет необходимо представить заключение саморегулируемой организации, подтверждающее возможность выполнения работ по предложенной в заявке цене. Этот факт повышает ответственность саморегулиремых организаций и включает их в процесс размещения государственного заказа, а также ставит определенные задачи перед такими организациями по направлению развития экспертно-методических центров на базе СРО.

- Кроме этого, в целях повышения прозрачности торгов, в том числе и по нашей инициативе, в ФКС введено понятие общественного контроля соблюдения требований законодательства РФ и иных нормативных актов о федеральной контрактной системе.

- Существенно ограничены проектом ФКС возможности по осуществлению закупок из единственного источника. Тем не менее, по инициативе проектного сообщества в ФКС включено положение, допускающее использование этого способа при закупках архитектурных проектов, проектов произведений градостроительства, а также в отношении контрактов на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации и на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ авторами проекта.

- Большое внимание в проекте уделено принципу профессионализма заказчика. Так вводится понятие контрактной службы, контрактного управляющего, выполняющих функции планирования, подготовки, осуществления закупок.

Вместе с тем, многие предложения не были приняты во внимание.

На наш взгляд, самым важным из них является предложение распространить ФКС не только на государственные и муниципальные закупки, но и на государственные корпорации, РАО и заказчиков, где государство играет роль учредителя и основного акционера. Это позволило бы открыть рынки для свободной конкуренции, убрать коррупционную составляющую.

Осталось без внимания и предложение выделить проектирование, изыскания и строительство в отдельную статью ФКС, поскольку ни один товар или услуга не оказывают влияние на безопасность потребителей в течении столь длительного времени, и подход к закупкам в этой сфере должен существенно отличаться от закупок простых товаров и услуг, отражая риски, связанные с реализацией проектов в области особо опасных, технически сложных и инновационных объектов.

Статья опубликована в газете "Кто Строит в Петербурге" 14.05.2012

 

Дата публикации: 22/05/2012 16:02

Дата последнего обновления: 22/05/2012 16:02