Год работы в условиях саморегулирования

06/07/2010
С 2010 года существовавшее более 10 лет государственное  лицензирование в строительстве было полностью заменено институтом саморегулирования. Ровно год назад наше СРО первым в регионе среди проектировщиков было внесено в государственный реестр и с первых чисел августа приступило к выдаче допусков на выполнение работ в сфере архитектурно-строительного проектирования. 1 июля вступил в силу приказ Министерства регионального развития Российской Федерации N624, утвердивший новый перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Процедура внесения изменений в перечень не была предусмотрена ни нынешней редакцией Градостроительного кодекса, ни другими нормативными документами, что создало немало трудностей в работе саморегулируемых организаций. Изменение перечня видов работ требует замены всех ранее выданных свидетельств о допуске к работам. И если применительно к строительным работам имеется сравнительно много совпадений с прежним перечнем, то у СРО проектировщиков подавляющее большинство видов работ по подготовке проектной документации введено впервые, что требует не просто переоформление, а подготовку и рассмотрение документов членов СРО на предмет соответствия новым требованиям. НПП «Союзпетрострой-Проект» принимает энергичные шаги по приведению документов своих членов в соответствие с изменившимся перечнем видов работ, который уже взяли на вооружение заказчики. Члены Контрольной комиссии нашего Партнерства первыми из Петербурга прошли обучение в Москве при Национальном объединении проектировщиков и получили аттестаты экспертов СРО.
Есть основания ожидать, что на этом процесс корректировки нормативной базы саморегулирования не закончится, поскольку само понятие «саморегулирование» появилось в российской практике совсем недавно. На очереди внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, которые сейчас активно обсуждаются на всех уровнях. На первый взгляд саморегулирование представляется российским изобретением 21 века, хотя это не так. В мире не существует общепризнанного определения саморегулирования, однако в развитых государствах саморегулирование существует уже не одно столетие, развивается и успешно заменяет государственное регулирование.
История создания саморегулируемых организаций берет свое начало в Америке с 1792 года. Подобный институт в России не является заимствованием из англо-американского права. История саморегулирования и самоуправления в нашей стране насчитывает по крайней мере около 140 лет. Самоуправление лежало в основе такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. Прообразом союза предпринимателей стала созданная в 1870 году Московская биржа, уставом которой на Биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными и другими общественными организациями.
В разных странах схемы саморегулирования значительно отличаются, в том числе и по отраслям. Однако принципиальное различие между развитием саморегулирования в там и в России состоит в источнике возникновения саморегулирования: в развитых странах оно возникало, как правило, в отсутствии государственного регулирования, тогда как в современной России государственное регулирование присутствует практически везде и речь идет о его частичном замещении.
Очень яркий образ, поясняющий, что такое саморегулирование, дал профессор Виталий Тамбовцев из МГУ на примере Китая XVIII века. Один европейский путешественник увидел, как человек на корме весельной лодки периодически погонял гребцов бамбуковой палкой. Европеец был необычайно изумлен, когда узнал, что гребцы владеют лодкой, а погоняющий их человек - нанятый ими «менеджер», который обеспечивает жесткое соблюдение ритма. Саморегулирование - это и есть такой вот нанятый человек с бамбуковой палкой.
Чтобы возникла сильная организация саморегулирования, способная взять на себя часть государственных полномочий, необходимы добровольное решение предпринимателей и четкое понимание, зачем им нужно, чтобы кто-то их бил бамбуковой палкой. В отличие от развитых стран, в России при исторически мгновенном переходе к рыночным отношениям регулирование сохранилось за государством по традиции, инерции, а в том числе и в силу отсутствия в этот момент иных механизмов. Это оформилось системой государственного лицензирования огромного количества видов деятельности, но государственное регулирование не обеспечило обществу приемлемый уровень качества этой деятельности. Государство в любом случае не несло и не несет финансовой ответственности за возможный ущерб в регулируемых им сферах.
Россия в строительной отрасли выбрала так называемое «делегированное»  саморегулирование. Государство в жесткой форме установило, что для осуществления профессиональной деятельности физическое или юридическое лицо должно являться членом СРО и соблюдать правила этой организации. В случае несоблюдения правил санкции к нарушителю могут применяться как организацией саморегулирования, так и государством. Поскольку речь идет не о создании системы регулирования «с нуля», а об отказе от избыточного государственного регулирования, переход к саморегулированию, как показала практика,  крайне затруднен и до сих пор не завершен.
Мы считаем, что саморегулирование – это не только и не столько замена государственных лицензий на допуски СРО, сколько распространение принципов саморегулирования на все процессы, происходящие в бизнес–сообществах. Это и создание деловых связей между членами партнерств, между СРО и другими общественными организациями, стимулирование взаимовыручки между компаниями, внедрение принципов деловой этики в бизнес–отношениях, налаживание связей с органами государственной власти, короче говоря, создание самодостаточной системы. У саморегулируемых организаций лучше обратная связь с рынком. Участники рынка должны получить легальные возможности влиять на нормотворчество, а государство при этом должно снизить свои расходы на регулирование. Наша деятельность направлена на всемерное развитие организаций – членов СРО, доведение их  по всем параметрам  до высокого уровня. Это касается более всего качества проектирования, достижения высокой надежности объектов строительства путем повышения квалификации персонала проектных организаций, наращивания материальной базы, информационного обеспечения процесса проектирования.
В заключение поздравляю всех членов нашего Партнерства с первой годовщиной работы СРО и искренне желаю новых творческих успехов, удачи и личного счастья!
 
Председатель Совета НПП “Союзпетрострой-Проект” Рыбаков Р.Р. 

Дата публикации: 05/07/2010 12:00

Дата последнего обновления: 05/07/2010 12:02