Пути совершенствования проектирования объектов городской инженерной инфраструктуры

10/10/2011

 Инженерная инфраструктура по своей значимости для жизни городов может быть сравнима с кровеносной системой живого организма. Расположенная под улицами, проездами, тротуарами, дворами городская инфраструктура по большей части невидима. Однако зависимость большинства людей от ее состояния очень осязаема и подчас печальна, возникающие проблемы оборачиваются многомесячными ремонтами дорог, перебоями в теплоэнергоснабжении, темнотой улиц и витрин, а иногда и гораздо драматичнее. О проблемах, с которыми сталкиваются проектировщики городских инфраструктурных объектов, размышляет председатель Совета СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Р. Р. Рыбаков

 При оценке состояния инженерной инфраструктуры многие специалисты считают его катастрофическим по степени амортизационного износа. Для примера – в водопроводной сети Санкт-Петербурга доля чугунных труб составляет примерно 50%, доля стальных – более 30%, а около 20% приходится на железобетонные и полиэтиленовые трубы. При этом средний возраст сетей превышает 35 лет. Однако количество повреждений в петербургских сетях почти в два раза ниже, чем в среднем по России, и примерно на столько же выше, чем в странах Западной Европы, где не применяются быстрокоррозирующие стальные трубы, и уже с 70-х годов XX века ведется массовая реконструкция подземных трубопроводов.

На основе статистического анализа повреждений установлено, что темпы восстановления городских водопроводных сетей должны достигать не менее 100-115 км в год, причем для достижения западноевропейского уровня удельного количества повреждений требуется восстанавливать по 200 км ежегодно. Пока же удается восстанавливать не более 50 км в год. Казалось бы, это обстоятельство должно пробудить к резкой активизации деятельности и потенциальных инвесторов и, в первую очередь, владельца сетей - государства. Но денег на эти нужды по-прежнему крайне не хватает. Специалисты отмечают, что непонимание проблемы угрожает функционированию все более стареющих систем городской инфраструктуры сегодня. А это значит, что проблема все более и более обостряется. Однако следует заметить, что данный вопрос не является только российской особенностью. В той или иной степени эта проблема присуща различным городам большинства стран мира.

Об аналогичных трудностях с инфраструктурой сообщается в американской прессе. Отмечая сложность и актуальность данной проблемы, председатель Международного общества по бестраншейным технологиям и директор одноименного Центра в Технологическом университете Рустона Рей Стерлинг говорит: «Несмотря на то, что мы склонны к тщательному планированию поверхностей наших городов, мы исторически игнорируем подземное пространство. Возможно, всего лишь горстка городов в мире может похвастаться строгим планированием городской подземной части. Из-за этого исторически отсутствующего планирования подземной части города мы платим очень высокую цену за то, что мы вынуждены делать там сейчас. Если к качеству городской инфраструктуры предъявлять столь же серьезные требования, покажется странным, что архитекторы редко заняты в разработке, планировании и проектировании городской инфраструктуры. Лучшие из них уже сегодня возвышают городскую инфраструктуру до высот общественного искусства».

Очень хочется обратить внимание общественности и руководства города на особенности сетей как объекта проектирования и строительства, а также рассмотреть некоторые недостатки, мешающие совершенствованию проектирования и, соответственно, строительства объектов городской инфраструктуры. Эти недостатки заключены в организации проектирования и в нормативных документах.

Прежде всего, необходимо четко разграничить понятия, определенные единственным пока техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений»: сеть инженерно-технического обеспечения и система инженерно-технического обеспечения. Кстати, эти понятия отсутствуют в Градостроительном Кодексе, который вообще не упоминает об инженерии ни в статьях по территориальному планированию, ни в статьях по планировке территории (в Проекте планировки территории отсутствует упоминание о внешних питающих сетях) и даже статья по проектированию называет проектирование архитектурно-строительным. Но зато эта статья легла в основу требований, развернутых в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

По своему существу это постановление является всеобъемлющим и по видам объектов и по содержанию разделов. Это хороший документ, но его надо только чуть-чуть подправить. Иначе в отношении объектов инфраструктуры некоторые общие разделы становятся абсурдными, например разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности применительно к магистральным водопроводам.

Кроме того, проектная документация по объектам (особенно комплексным), проходящим по территориям общего пользования, требует огромного количества согласований разных ведомств. Сегодня время, уходящее на согласования и экспертизу, включается в стадию проектирования, и хотя сроки согласования от проектировщиков не зависят, но служат причиной задержки оплаты выполненных проектных работ.

 

Опубликовано в газете "Кто строит в Петербурге" №27 10 октября 2011 года

 

Дата публикации: 10/10/2011 11:46

Дата последнего обновления: 10/10/2011 11:46