Обсуждение концепции негосударственной экспертизы

22/11/2010

В Министерстве регионального развития РФ прошло совещание по обсужде­нию концепции внедрения института негосудар­ственной экспертизы, равной по юридическому статусу и конкурирующей с государственной. В этом мероприятии, которое проходило под пред­седательством заместителя министра Александра Викторова, приняли участие специалисты этого ведомства, ФГУ «Главгосэкспертиза России», представители общероссийских негосударствен­ных некоммерческих организаций: президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, президент Национального объединения изыскателей Леонид Кушнир, а также президент Некоммерческого партнерства «Национальное объединение организации экс­пертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» Шота Гордезиани. Обсуждался вопрос о ходе подготовки проекта нового федерального закона, вносящего поправки в Градостроительный кодекс и другие законо­дательные акты применительно к экспертизе в строительной отрасли.

Накануне, 29 октября 2010 года, проект этого документа обсуждался на заседании секции «Го­сударственная и негосударственная экспертиза проектной документации» Экспертного совета по градостроительной деятельности при Коми­тете по строительству и земельным отношениям Государственной Думы.

К сожалению, информация об этом меро­приятии, как и о совещании в Минрегионе, чрезвычайно скудна. Сложилось впечатление кулуарности этих мероприятий. Удивляет то, что среди участников обсуждения оказалось мало представителей негосударственной неза­висимой экспертизы. И это самое поразительное — именно они не были привлечены к разработке нового законопроекта, который чрезвычайно важен для всего строительного сообщества, так как будет определять широкий спектр вопросов по развитию системы негосударственной экс­пертизы, созданию механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих такую экспертизу.

Прокомментировать ситуацию “Строительная газета” попросила президента Некоммерческого партнерства «Экс­пертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий», кандидата экономиче­ских наук, почетного строителя России Сергея ВОЛОЩУКА.

— Стратегическая линия «уравнивания» в правах негосударственной и государственной экспертизы была намечена Градостроительным кодексом РФ, принятым в 2004 году. Постанов­лением Правительства России от 29 декабря 2008 года № 1070 «О негосударственной экс­пертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» были утверждены «Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и резуль­татов инженерных изысканий» и «Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной до­кументации и результатов инженерных изы­сканий». Разработка нормативной базы, обе­спечивающей реализацию этого постановления, была поручена Минрегиону России. Начиная с июня 2009 года, Минрегион России приступил к аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы.

Однако альтернативность в выборе экспертизы не стала реальностью, административные барьеры (административно-правовые ограни­чения в пользу государственной экспертизы) сохранились.

В целях совершенствования механизма правового регулирования градостроительной деятельности Правительство РФ распоряже­нием от 15 июня 2010 года № 982-р утвердило «План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления госу­дарственных услуг в области градостроительной деятельности». Указанным документом пред­усмотрено более 30 мероприятий, в том числе, согласно пункту 15 этого плана, разработка проекта федерального закона, которая была по­ручена федеральным органам исполнительной власти — Минрегиону, Минэкономразвития, Минфину, ФАС России. Подготовленный ими проект нового федерального закона не из­вестен специалистам. А версия законопроекта, представленная участникам совещания в Гос­думе 29 октября 2010 года, вызывает полное недоумение.

Распоряжением Правительства РФ пред­писывалась разработка нового федерального закона, а не внесение изменений в уже су­ществующий Градостроительный кодекс РФ. Считаем, что представленный законопроект не соответствует своему целевому назначению, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 года № 982-р, и не решает поставленных перед ним задач. Он не делает негосударственную экспертизу инструментом, способствующим ускорению процесса про­хождения экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство. Более того, данный законопроект направлен на существенное сужение круга объектов капитального строительства для негосудар­ственной экспертизы. Перечень таких объектов предлагается формировать по остаточному принципу. Так, например, объекты капитального строительства, не подлежащие государственной экспертизе согласно части 2 статьи 49 ГрК РФ (объекты малоэтажного строительства), зако­нопроект предлагает подвергнуть экспертизе в обязательном порядке, но только в рамках негосударственной экспертизы. Тем самым инвесторам при строительстве объектов, перечисленных в пунктах 2-5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, создается очередной административный барьер — обязательная негосударственная экс­пертиза. Подобная новелла противоречит духу и букве Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 982-р.

Тот же самый результат, но с помощью другого приема («ограничительная» оговорка), достигается и пунктом 19 статьи 1 законопроек­та. Застройщик, заказчик, имея положительное заключение негосударственной экспертизы, может получить разрешение на строительство только тех объектов, которые полностью финансируются частными инвесторами, что встречается крайне редко. Большинство объ­ектов жилищного строительства выполняется по инвестиционным контрактам с той или иной долей участия государства или муниципальных образований. Например, в соответствии с за­конодательством города Москвы, Московской области магистральные инженерные сети для целей подключения вновь возводимых жилых зданий строятся за счет субъекта Российской Федерации. Оговорка «кроме объектов ка­питального строительства, финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта которых осуществляется полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов» исключает из сферы негосудар­ственной экспертизы все объекты капитального строительства с любой долей государственного или муниципального участия. Подобные изъятия на основании наличия бюджетного финансиро­вания в том или ином объеме имеют характер административно-правового ограничения в пользу государственной экспертизы и не пред­ставляются оправданными в контексте распоря­жения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 982-р.

Законопроект предлагает ввести механизм «аккредитации-аттестации», который суще­ственно изменит «правила игры», установлен­ные Правительством РФ. Порядок проведения такой «модернизированной» процедуры ак­кредитации, а самое главное — допуск лиц к проведению экспертизы, по существу будет регламентироваться уже не постановлением Правительства РФ, а ведомственным актом Минрегиона. Таким образом, аккредитация в рамках постановления Правительства РФ будет носить номинальный характер, то есть без наделения полномочиями, а реальными полномочиями будут обладать эксперты, атте­стованные Минрегионом по им же установлен­ным правилам.

Кроме того, введение предлагаемого ме­ханизма «аккредитации-аттестации» означает «выведение» негосударственной экспертизы из строительного процесса как минимум на год, так как предлагаемый в законопроекте механизм «аккредитации-аттестации» более сложен по сравнению с процедурой аккредита­ции по Постановлению Правительства России от 29 декабря 2008 года № 1070, на разработку которой ушло полгода.

Мы поддерживаем установление квали­фикационных требований к экспертам, но это требует системного подхода — во взаимосвязи с уже существующим механизмом аккредитации «экспертных организаций», надлежащей их проработки и фиксации в соответствующих под­законных актах. Но наделяться полномочиями по проведению негосударственной экспертизы должны организации (юридические лица), а не эксперты (физические лица). Не возражаем также против совершенствования механизма обеспечения ответственности указанных организаций. Но персонификация ответствен­ности, перенос ее на физических лиц в рамках Градостроительного кодекса РФ невозможны. Подобные меры возложения ответственности необходимы, но закреплять их нужно в рам­ках главы 9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а не ГрК РФ.

Таким образом, законопроект направлен на ограничение сферы негосударственной экс­пертизы, позиционирование ее как «придатка» государственной экспертизы, на самом деле вытесняя негосударственную экспертизу на обо­чину строительного процесса. Но этого может не произойти, если следовать демократическим принципам нашего государства. Открытое об­суждение проектов законов становится хорошей традицией в нашей стране, служит залогом учета интересов и государства, и бизнеса, и общества. Хотелось бы, чтобы мнение профессионалов — представителей сообществ негосударственных экспертов — учитывалось ори разработке нормативных документов, непосредственно ка­сающихся их профессиональной деятельности.

В представленной редакции федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс РФ нельзя вносить в Государственную Думу. Этот законопроект сведет проводимые и запланированные ме­роприятия к юридическим декорациям, по существу оставив все по-прежнему.

По мнению представителей сообщества неза­висимых негосударственных экспертов, в данный законопроект требуется внести коррективы. Участ­ники НП «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» по результа­там обсуждения рассматриваемого законопроекта предлагают собственную редакцию статей 49,50 Градостроительного кодекса РФ, являющихся краеугольными в правовом регулировании отношений в сфере экспертизы проектной доку­ментации и результатов инженерных изысканий. Эта редакция была направлена и в Госдуму, и в Минрегион. Надеемся быть услышанными.

Сергей ВОЛОЩУ К.

президент Некоммерческого партнерства

«Экспертиза проектной документации

и результатов инженерных изысканий»,

кандидат экономических наук,

почетный строитель России.

От редакции

С полным текстом законопроекта, а также с предложениями С. Волощука и его коллег можно ознакомиться на форуме Интернет-сайта WWW. INDEKS.RU Мы надеемся, что в обсуждении дан­ного законопроекта и необходимых поправок в него примут участие специалисты и эксперты.

 

Дата публикации: 24/11/2010 14:53

Дата последнего обновления: 27/09/2011 23:04