Резолюция Международного форума «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов»

03/10/2012

 РЕЗОЛЮЦИЯ Международного Форума «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА МЕГАПОЛИСОВ – как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий»

 Санкт-Петербург                                                                                                                  27-29 июня 2012 года


Цель форума – показать, что других альтернативных решений, кроме комплексного освоения подземного пространства, для развития городов-миллионников без ущерба для экологии и обострения транспортных и территориальных проблем, не существует. Всего во время мероприятия прозвучало более 70 докладов, в которых рассматривались перспективы и преимущества подземного строительства, а также вопросы градостроительного планирования, касающиеся создания подземной инфраструктуры в современных мегаполисах.

Заслушав доклады и сообщения, участники Форума констатировали:

  • дальнейшее устойчивое развитие российских городов требует более интенсивного освоения подземного пространства. Уровень использования подземного пространства в настоящее время значительно ниже, чем позволяют современные научно-технические достижения и определяют темпы роста городов;
  • без комплексного освоения подземного пространства городов сегодня невозможно решение экологических проблем, увеличение количества зеленых насаждений, сохранение уникальной исторической застройки и памятников архитектуры, обеспечение шаговой доступности социально значимых объектов в исторически сложившихся районах городов и при формировании новых территорий;
  • в настоящее время отсутствует эффективная система государственного управления в области подземного градоустройства, прежде всего в части градостроительного проектирования, единая методика оценки экономической эффективности и функциональной целесообразности строительства подземных объектов с учетом особенностей условий застройки;
  • законодательство, регулирующее осуществление градостроительной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне, в недостаточной степени учитывает специфику подземной урбанистики. Это касается и смежных отраслей законодательства - земельного, экологического, гражданского законодательства, законодательства о недропользовании;
  • нормативная база инженерных изысканий, проектирования и строительства объектов, размещаемых в  подземном пространстве, нуждается в совершенствовании и расширении, как на федеральном, так и на региональном уровне;применение современных технологий производства работ, оборудования, материалов и методик позволяют сооружать объекты подземной инфраструктуры в любых гидрогеологических условиях, на значительных глубинах, помогают уменьшить сроки строительства, повысить безопасность и качество выполняемых работ, увеличить срок эксплуатации;
  • при освоении подземного пространства мегаполисов все работы должны выполняться организациями, имеющими соответствующий опыт  работы. Необходимо обратить особое внимание на подготовку высококвалифицированных специалистов, умеющих обеспечивать эффективное государственное управление в области подземного градоустройства, грамотно и обоснованно использовать высокие технологии работ и современное проходческое оборудование.

Участники Форума считают, что освоение подземного пространства мегаполисов – задача государственной важности, для решения которой необходимо в кратчайшие сроки выполнить следующее:

  • На федеральном уровне, а также во всех крупнейших городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, создать орган для координации деятельности по комплексному освоению подземного пространства. В основу работы данного органа должен лечь междисциплинарный подход, предусматривающий скоординированную работу лиц, занятых градостроительным администрированием и планированием: архитекторов, проектировщиков, инженеров, строителей, юристов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления. Совместная деятельность позволит разработать интегрированные решения для устойчивого развития городской среды за счет многоцелевого использования одних и тех же подземных объектов,  например, объединяя решение транспортных проблем с производством энергии.
  • Разработать на федеральном и региональном уровне перечни первоочередных изменений и дополнений существующего законодательства с целью совершенствования нормативно-правовой базы по освоению подземного пространства. Инициировать внесение изменений и дополнений в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О недрах», включая принятие ряда подзаконных актов федерального уровня для обеспечения реализации непротиворечивой правовой схемы градостроительного освоения подземного пространства в границах населенных пунктов.
  • Закрепить в законодательстве о недрах взамен понятия «подземное сооружение» понятие «подземный объект капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта», дать его нормативное определение с учетом его размещения ниже почвенного слоя, отражения вопросов глубины его размещения, возможности размещения над ним почвенного слоя и/или объектов транспорта, инженерных (иных) сооружений. Включить в понятие «подземный объект строительства», в том числе, подземные переходы. 
  • Разрешить  строительство в населенных пунктах любых подземных объектов в соответствии с функциональным назначением земельных участков без необходимости получения разрешений (лицензий) на недропользование
  • Дать предложения о порядке допуска к инженерным изысканиям, проектированию и строительству особо опасных и технически сложных объектов, к которым относится подземное строительство (Градостроительный кодекс РФ, Статья 48.1., пункт 1) и утвердить их на государственном уровне. Не использовать 94 ФЗ при проведении тендеров на проектирование и сооружение подземных сооружений.
  • Принять закон о комплексном освоении подземного пространства мегаполисов, разработать и принять изменения к Генпланам крупных российских городов в части комплексного освоения подземного пространства, создать раздел «Градостроительное планирование подземного пространства». Особенно выделить транспортную составляющую, в том числе метрополитен, который должен стать «хребтом» всей подземной инфраструктуры городов, в том числе Санкт-Петербурга. 
  • Создать в крупных городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, общедоступную геоинформационную систему, объединяющую всю совокупность имеющейся в распоряжении государственных органов исполнительной власти информации о геологическом и гидрологическом состоянии подземного пространства, особенностях отдельных территорий, возможностях и ограничениях их подземного освоения, а также официальные рекомендации с учетом современных методов. Такая система должна постоянно поддерживаться в актуальном состоянии.
  • Приступить к созданию цифровой модели городов, в том числе их подземной части, и начать внедрение полного цикла работы с 3Д-объектами на всем протяжении от оценки возможности размещения объекта в подземном пространстве до регистрации прав собственности. 
  • Определить в границах городов РФ территории приоритетной градостроительной реализации с использованием подземного пространства.
  • Разработать и утвердить нормативы комфортности проживания в городах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге, с учетом использования подземных сооружений, и в первую очередь, метрополитена. Обеспечить к 2020 году шаговую доступность к станциям метро более 70% территории Санкт-Петербурга. 
  • Законодательно закрепить положения о перехватывающих подземных парковках, в том числе, и многоуровневых, в районах конечных станций метрополитена по аналогии с существующими в городах Европы, что позволит разгрузить центр от транспортных парковок и стоянок. Дать дополнения в Градостроительные планы городов, в соответствие с которыми городские территории, малопригодные для наземного использования (овраги, низины, заболоченные территории, земли под ЛЭП), а также зоны зеленых насаждений, имели бы преимущественное право застройки подземными парковками с выездом на существующие магистрали города.    
  • За счет комплексного освоения подземного пространства российских городов и переноса под землю сооружений инженерной инфраструктуры увеличить количество зеленых насаждений, обеспечить шаговую доступность социально значимых объектов в исторически сложившихся районах городов и при формировании новых территорий, способствовать сохранению уникальной исторической застройки и памятников архитектуры. За счет организации подземных парковок, развязок и тоннелей решать транспортные, экологические и территориальные проблемы крупных городов. Учитывать и в полной мере использовать потенциал подземных сооружений с точки зрения энергоэффективности.
  • При планировании освоения подземного пространства учитывать возможности современных технологий производства работ, оборудования, материалов, методик, которые позволяют сооружать объекты подземной инфраструктуры в любых гидрогеологических условиях, на любых глубинах, в том числе в исторической части городов, т.к. современные технологии позволяют производить работы практически без осадок дневной поверхности. 
  • Сооружение подземных объектов должно быть поручено организациям, имеющим соответствующий опыт  работы. 
  • Организации, занятые сооружением подземных объектов, должны быть заинтересованы в  привлечении высококвалифицированных специалистов.  Для этого с учетом рекомендации кафедры соответствующих ВУЗов строительные компании могут курировать наиболее способных и успевающих студентов в процессе их обучения, обеспечивая им сбор материалов для выполнения реального дипломного проекта, доплату к стипендии и после окончания учебы  рабочие места по специальности. 
  • Для подготовки современного специалиста в области подземного строительства, удовлетворяющего требованиям международного рынка труда, необходимо развивать сотрудничество между профессиональными объединениями разных стран путем обмена опытом, разработки научно-технических и учебных программ в области профессионального образования и организации совместных мероприятий и стажировок.
  • В строительной отрасли должна быть создана система подготовки и применения профессиональных стандартов, основанная на требованиях, предъявляемых к работнику современными и перспективными технологиями производства. Эта система должна быть открытой и доступной всем заинтересованным лицам, постоянно обновляться с учётом прогресса производства и технологий.
  • Для обеспечения подготовки специализированного  кадрового персонала для сопровождения проектно-строительной  деятельности  и  выполнения всех видов работ по освоению подземного пространства необходимо повышение квалификации и    переподготовка специалистов соответствующих департаментов  Правительств городов.

В резолюции обозначены первоочередные задачи, требующие решения в кратчайшие строки, и ряд мер, которые позволят ускорить этот процесс

Данные рекомендации учитывают результаты всестороннего обсуждения вопросов освоения подземного пространства мегаполисов, состоявшегося в ходе проведения пленарного и секционных заседаний по пяти основным темам:

  • Градостроительное планирование подземного пространства
  • Правовое поле. Инвестиции. Техническое регулирование
  • Экология. Энергоэффективность. Социальная значимость
  • Современные технологии – основа для «прорыва» в области освоения подземного пространства
  • Образование – создание системы научного и кадрового потенциала, формирование инновационной образовательной среды в области освоения подземного пространства

По результатам заседаний каждой из секций были подведены итоги и рассмотрены предложения для внесения дополнений в Резолюцию Форума. Свои предложения и поправки внесли, в том числе, представители комитета по подземному пространству Международной Тоннельной Ассоциации, ведущие мировые и российские эксперты в области освоения подземного пространства, руководители муниципальных образований и заинтересованные представители общественности.

Оргкомитет Форума считает целесообразным предложить рассмотреть органам законодательной и исполнительной власти всех уровней возможные перспективы в области освоения подземного пространства крупных городов России и положить в основу дальнейших действий данный документ для решения вышеизложенных концептуальных вопросов.Учитывая  серьезные причины и авторитетные обоснования, принятая резолюция может стать руководством к действию для всех, кто занят вопросами градостроительного планирования как уже существующих современных городов, так готовящихся к реализации проектов. 

Дата публикации: 04/10/2012 18:36

Дата последнего обновления: 04/10/2012 18:36