Главная проблема проектировщиков - необходимость бесконечных переделок проектной документации

10/11/2023

В Санкт-Петербурге 9 ноября прошла приуроченная ко Всемирному Дню качества XXI конференция «Качество строительства и деловой среды в инвестиционно-строительных комплексах Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Организатором конференции традиционно выступает “Союзпетрострой” при поддержке Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области.

На конференции с докладом «О некоторых проблемах проектных организаций, влияющих на качество проекта» выступил генеральный директор ООО СП «Интар» Анатолий Владимирович Берхман.

Специализация работы нашего предприятия - проектирование объектов инженерно-­транспортной инфраструктуры. Прежде всего - наружных инженерных коммуникаций и элементов улично-дорожной сети. Готовясь к сегодняшнему выступлению, я обратился к своим сотрудникам с просьбой, сформулировать основные проблемы, негативно влияющие на качество нашего (да и, наверняка, не только нашего) проектирования. И в один голос главной проблемой была названа постоянная необходимость бесконечных переделок, корректировок уже выпущенной документации.

В нынешних условиях переделывать приходится и проектную, и рабочую документацию практически в 100 процентах случаев, а затем, зачастую вновь - проектную документацию, приводя её в соответствие рабочке и исполнительной съёмке, чтобы зайти на повторную экспертизу. Переделки и исправления редко бывают однократными, число циклов корректировок документации доходит до пяти и более. При этом сроки строительства сдвигать никто не хочет, а значит, все переделки происходят в режиме цейтнота, что неизбежно негативно сказывается на качестве выпускаемой документации. Итак, главная проблема определена. Каковы же причины возникновения необходимости бесконечных переделок.

1. «Театр начинается с вешалки»

Начнём с самого начала. С изысканий. Ситуация с изысканиями, с их полнотой и актуальностью весьма печальна. Особенно это касается геодезии. Зачастую реальное положение подземных коммуникаций определяется только шурфованием или даже при вскрытии траншеи. Чуть ли не в половине случаев при вскрытии трубопроводов, да и кабелей, оказывается, что плановое и высотное положение, не соответствует полученной топогеодезической подоснове. При этом сверка съемки с балансодержателями предварительно была проведена.

Я совершенно не склонен бросаться камнями в сторону коллег-изыскателей. Условия, в которые поставлены они, ничуть не лучше наших. Прежде всего из-за того, что выделяемые изыскателям (равно как и проектировщикам) сроки и финансирование (определяемые по результатам конкуренции, в том числе с откровенно демпингующими организациями) не позволяют им провести полноценные полевые работы, и в результате суть работы сводится к актуализации ранее полученных тем или иным способом материалов. Кроме того, ресурсоснабжающие организации недостаточно информированы о сетях, находящихся на их собственном балансе, исполнительная документация по результатам контрольно-исполнительной съемки передается подрядчиками далеко не всегда, не в полном объеме и очень часто представляет собой проектную документацию с соответствующим штампом. В результате проектировщики получают сначала так называемые «предварительные» материалы, на которых начинают работать (мы же помним о жёстких сроках, отведённых на проектно-изыскательские работы), потом материалы корректируются после сверки с монополистами (здесь необходимо отметить, что благодаря деятельности рабочей группы по изысканиям, созданной при КГА по инициативе «Союзпетростроя», положение дел с монополистами начинает постепенно выправляться), а потом уже. на стройке выясняется наконец реальное положение дел.

2. «Один - с сошкой, семеро - с ложкой»

Вторая причина массовых переделок - огромное количество контролирующих организаций. Помимо экспертизы и согласований с ресурсоснабжающими организациями и ИОГВ (в том числе, не имеющими прямого отношения к конкретному проекту) и заказчики, и, зачастую, подрядчики теперь тоже организуют специальные подразделения для контроля за проектированием. При этом нужно понимать, что существуют серьёзные противоречия (иногда антагонистические) между требованиями экспертных организаций, ресурсоснабжающих организаций и интересами заказчика- застройщика и строительно-монтажных организаций.

Экспертиза (в особенности, государственная), ссылаясь на появление жёсткого контроля из федерального центра, предпочитает заострять внимание на формальном соблюдении 87-го Постановления Правительства, СП и других нормативных документов, в том числе не включенных в перечень обязательных, не обращая внимание на стесненные условия и/или насыщенность зоны строительства различными видами коммуникаций. Даже наличие согласований всех заинтересованных организаций и ИОГВ теперь не рассматривается как аргумент при обсуждении проектов в экспертизе.

Таким образом, в архиве проектной организации появляются версии: «для экспертизы», «после экспертизы», «для заказчика», «для Водоканала», «для ГИБДД» и т. д., а ведь в результате на стройке должен появиться проект, устраивающий все заинтересованные стороны. Это тоже порождает многочисленные переделки и корректировки, а сроки проектирования никто продлевать не любит. Отсюда опять - постоянный цейтнот, который неизбежно должен сказаться на качестве проекта, а также, в ряде случаев, - повторная экспертиза (замечу, как правило, - без увеличения стоимости контракта).

3. «СНиПы - хрипы»

К проблемам технического регулирования, обозначенным Президентом нашей страны, примыкает тема о профессионализме представителей проверяющих организаций. Если с экспертами и инспекторами монополистов дело обстоит, как правило, не так уж плохо, то в так называемые «проектные группы» служб заказчика и подрядных организаций (которые на самом деле ничего не проектируют, а только проверяют готовые проекты) очень часто попадают неудавшиеся проектировщики. Этим сотрудникам необходимо показать свою работу и свою значимость, отсюда - огромное количество замечаний к форме, а не к сути проектов, с одной стороны, и желание минимизировать затраты владельцев компании любой ценой, даже с нарушением базовых нормативных документов - с другой. Кроме того, они требуют, зачастую, максимальной детализации типовых решений (не являющихся предметом конкретного проектирования), заранее предполагая вероятность привлечения к реализации проекта низкоквалифицированных строителей.

4. Импортозамешению мешает отсутствие отечественных комплектующих и материалов

Сегодняшние политико-экономические реалии породили новые проблемы для проектировщиков, связанные прежде всего с необходимостью импортозамещения (как правило - в форме так называемой «локализации» исходно зарубежного продукта), а также с нестабильностью цен на применяемые материалы, изделия и оборудование. Сегодня мы можем/должны применять продукцию одного производителя, а завтра он задрал цены или у него резко увеличились сроки поставки, или, того хуже, он вообще по тем или иным причинам пропал с российского рынка. А разные производители, например, водопроводных и канализационных труб выпускают продукцию разных типоразмеров, а значит, при необходимости смены предприятия-изготовителя требуется дополнительно не только замена сопрягаемой с трубопроводами арматуры, но и, по-хорошему, перерасчёт всей гидравлической схемы.

5. «Сытый голодного не разумеет»

И наконец, последняя на сегодня, но не последняя по значимости, и, увы, отнюдь, не последняя в целом проблема проектных организаций, напрямую влияющая на качество проектирования, а с ним. неизбежно, и на качество строительства. Проблема, о которой мы часто стыдливо умалчиваем в публичных выступлениях. Проблема, решив которую, мы сможем косвенно повлиять на решение всех остальных. Я говорю, естественно, о стоимости проектных работ.

Последние изменения «Сборников цен» в нашей сфере относятся к 2012 году. А заказчики применяют и к сметам, рассчитанным по этим давно устаревшим Сборникам, понижающие коэффициенты (0,8-0,7, иногда менее). Затраты на проектирование скатились до 2-3% от стоимости строительства, хотя исторически составляли 5-6%. Хочу напомнить всем бюджетным и негосударственным заказчикам, что, экономя на проектно-изыскательских работах, нанимая низкоквалифицированные компании или ставя в трудновыносимые условия специалистов компаний профессиональных, они рискуют потерять на стройке в десятки, а то и в сотни раз больше. И это - самая простая и, казалось бы, понятная логика.

Надеюсь, что в один прекрасный день, государство, а вслед за ним частные заказчики- застройщики наконец осознают эту истину и обратят свой милостивый взгляд на проектное сообщество, а это даст нам - добросовестным и, не побоюсь этого слова, профессиональным проектным организациям:

- возможность обеспечения достойного уровня зарплаты специалистов, приобретения лицензированных современных программно-аппаратных средств;

- возможность расширения штата проектных организаций;

- повышение престижа профессии проектировщика;

- уменьшение оттока специалистов в перечисленные уже «контролирующие органы» или просто в другие сферы деятельности;

- привлечение молодых специалистов, которых, признаем, нам придётся еще доучивать после их университетов;

- возможность отвлечения специалистов для реального прохождения реальных курсов повышения квалификации (ведь у нас у всех впереди не только независимая оценка квалификации, но и освоение BIMа или ТИМа).

И всё это, в конечном итоге, позволит нам обеспечить высочайшее качество проектной продукции.  

Дата публикации: 10/11/2022 00:00

Дата последнего обновления: 18/11/2023 13:58