Утверждена Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года
Правительство завершило трёхлетнюю эпопею с разработкой Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Утверждённое Постановление от 31 октября 2022 г. N 3268-р существенно отличается как от первоначальной версии, так и от последнего представленного широкой публике варианта: в каждом разделе прописаны проблемы (вызовы) отрасли, задачи для их решения, целевые показатели и мероприятия для их достижения.
Раздел по развитию сферы проектирования или изысканий в Стратегии по-прежнему отсутствует, но зато есть раздел, посвященный совершенствованию института саморегулирования в строительстве.
Главными вызовами в сфере строительного саморегулирования, согласно документу, являются:
- низкая эффективность реализации функций СРО по допуску подрядчиков на профессиональный рынок и низкая информационная открытость деятельности СРО;
- необходимость перехода к системной контрольной деятельности СРО и рейтинговой оценке деятельности членов СРО, обеспечивающих минимизацию рисков выплат из средств компенсационных фондов;
- необходимость повышения качества подрядных работ, услуг и обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства.
Основными задачами института саморегулирования по-прежнему остаются создание системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, повышение качества работ и услуг, обеспечение безопасности строительства объектов капитального строительства. Для их решения планируется ввести добровольный механизм отбора подрядчиков на основе оценки их деловой репутации и фактической компетенции (апробирование механизма запланировано на 2025 год), сформировать условия для повышения самоконтроля СРО и расширить случаи выплат из средств компенсационных фондов.
Также в стратегии фигурируют создание информационного ресурса со сведениями о членах СРО и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного с НРС, внедрение независимой оценки квалификации для внесённых в нацреестр специалистов и формирование эффективного механизма персональной ответственности ГИПов и ГАПов.
Кстати, в отличие от предыдущей версии стратегии, в нынешней нет задачи по включению в систему строительного саморегулирования института негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Его роль «существенно снижается за счет допуска к выполнению работ квалифицированных специалистов 5-7 уровня квалификации».
Задачами развития института экспертизы являются:
создание условий для взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса и всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы в единой цифровой среде;
закрепление возможности начала строительства на более ранней стадии (параллельно с проектированием) с использованием механизма экспертного сопровождения подготовки проектной документации с учетом требований законодательства об экологической экспертизе;
исключение дублирования процедур оценки проектной документации, проводимой в рамках экспертизы проектной документации, экологической и историко-культурной экспертиз.
Предусмотрены следующие мероприятия:
внедрение единая цифровая платформа экспертизы с последующей интеграцией с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, для взаимодействия всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы, участников инвестиционно-строительного процесса в рамках единой цифровой среды;
организация проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации;
синхронизация и оптимизация процедур, предусмотренных экспертизой проектной документации, экологической и историко-культурной экспертизами, сокращение перечня объектов, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации.
Результатами осуществления указанных мероприятий должны стать:
повышено качество проектных решений, исключена необходимость существенных корректировок проектной документации в процессе строительства;
исключены излишние процедуры, связанные с рассмотрением проектной документации во всех органах (организациях), осуществляющих проведение экспертизы;
обеспечено формирование единой цифровой среды для всех участников инвестиционно-строительного процесса.
Дата публикации: 07/11/2022 12:02
Дата последнего обновления: 07/11/2022 12:27