Президент «Технониколь» напомнил о дефиците, талонах и произволе чиновников

04/03/2022

В условиях нарастающего кризиса и потери европейских рынков большое количество чиновников предлагает строительной отрасли и стройиндустрии обратить свой взор на Китай и при этом ни в коем случае не снижать темпов строительства и объемов производства. Но поскольку за свои призывы и рекомендации чиновники не отвечают ничем – даже промокашкой, в данной ситуации наиболее важно мнение бизнеса, которому предложено искать выход в безвыходной ситуации.

Как показывает журналистский опыт, чтобы услышать правду, предпринимателя нужно рассердить, достать проверками, а затем воззвать к его патриотизму и заверить, что государство о нем обязательно позаботится, вот только пока еще не знает, как. И тогда предприниматель расскажет такую правду, от которой захочется взять за грудки этих самых чиновников и возопить: «Да как же вы допустили?!».

На II Всероссийском совещании по развитию производства строительных материалов реальный бизнес рассказывал чиновникам, «граду и миру» о том, что ждет стройиндустрию и бизнес в ближайшее время. Самым ярким было выступление президента корпорации «Технониколь» Сергея Колесникова. Мы решили, что его нужно дать полностью, почти стенограммой, фактически без купюр:

- Ситуация неопределенная, и все разговоры, которые я провел с коллегами и министрами, говорят о том, что если прогнозировать, какие будут объемы потребления стройматериалов в этом году, в следующем или через три года – это не дружить со статистикой и с физикой.

Инвестиционные планы, которые мы себе рисовали, были очень оптимистичными, было много планов по открытию новых предприятий, но в  нынешних условиях мы этого не можем сделать по нескольким причинам. Прежде всего, это поставки оборудования. Мы полагались на европейское оборудование, но сейчас мы не можем привести даже купленное и уже оплаченное оборудование. Оно просто не едет – поставщики боятся отправлять, нет транспорта, нет контейнеров. Видимо, некоторые виды оборудования придется покупать второй раз, но уже в Китае.

Плюс мы не знаем, как платить деньги – они застревают, мы их отправляем, а они не доходят. Получается, что мы сейчас решаем самые базовые проблемы, и у меня такое впечатление, что я оказался в 1995 году.

Надзиратели, жалобщики, талоны…

Так что напряжение очень высокое, и на этом фоне еще не хватало получать запросы от различных контролирующих органов. На самом деле, за последнюю неделю я «получил по голове» несколько раз, меня пытаются обвинить в чем угодно. Потому что все пытаются спекулировать на этой ситуации. Наши заводы работают, мы никому ни в чем не отказываем, но по некоторым видам продукции есть очевидный дефицит, хотя мы работаем на 110% проектной мощности. Но часто из-за того, что меняются цены на сырье и соответственно, на продукцию, клиенты обращаются к своим губернаторам, губернаторы звонят тому или иному министру, и я каждый день получаю «по голове» из-за того, что кто-то в Новосибирске или Мурманске недоволен.

Также непонятны иски наших контролеров – они тоже активировались, и такое впечатление, что они выполняют план за 2021 год. Начались опять суды с ними, некоторые требуют остановки предприятий. Приходится резервировать деньги, в том числе, и под будущие штрафы. Если мы сегодня признаем ситуацию неординарной, то нужно позаботиться и о личной безопасности бизнесменов. Перестаньте нас дергать, дайте нам работать!

Я бы попросил контрольно-надзорные органы: перестаньте пиариться за наш счет! Понятно, что в деятельности любой компании можно найти какие-то ошибки и потом громко заявлять: компания «Технониколь» прекратила отгрузки. Ничего мы не останавливали – у нас, как у любой компании, существуют хозяйственные проблемы, и некоторые на этом просто откровенно спекулируют. Если какие-то предприятие останавливается, то это не политическое решение – значит, нет сырья, потому что его приходится добывать с боем, все поставки из Европы прекратились.

У нас есть квоты, и если нет какой-то продукции, мы ее квотируем по историческому принципу. Цены мы не поднимаем, потому что ФАС запрещает, но тогда на какую-то продукцию возникает дефицит. Вспоминаем 1985 или 1990 год и талоны – вот по талонам продукцию и выдаем! Мы заводы не останавливаем, они работают, и даже если будут проблемы, они случатся по хозяйственным причинам – подшипника не будет, масла не будет. А если каждый раз вопрос политизировать и решать его через министерство – проще махнуть на все рукой и улететь куда-нибудь.

Торговля через "игольное ушко"

А теперь я расскажу, что происходит с торговлей с Китаем. Там у нас проблемы с 2015 года. Пропускная способность всех четырех пропускных пунктов на границе России с Китаем  - 300-500 автомобилей в сутки, там очереди на 10 километров. Если еще в 2016-2018 годах стоимость проезда Хабаровск-Харбин была 150-200 тысяч рублей за фуру, то теперь – полтора миллиона. Было поручение президента России в 2015 году Росгранице решить эту проблему и увеличить пропускную способность – эта проблема так и не решена. Мои расчеты показывают, что еще до этого кризиса потребность была в пропуске 16 тысяч грузовиков в сутки. Сейчас, поскольку все кинулись туда, морские порты у нас забиты, железная дорога вся загружена углем, пропускная способность больше не стала – там очереди, наверно, уже на 20 километров.

В качестве решения проблемы пропуска на границе нам предлагают сделать электронную очередь или бумажную. Я вам как физик скажу – пропускная способность трубы зависит только от ее диаметра, ее нельзя решить никаким регуляторным способом, только увеличением диаметра. И мне кажется, этой темой нужно заняться -  если мы хотим покупать материалы, компоненты, оборудование в Китае, как мы все это оттуда привезем?

Вторая проблема – у нас нет ни одного транспортного коридора в Китай. Мы все наши машины, которые везут продукцию в Китай, после прохождения пограничного пункта перегружаем на китайские машины. Это порча продукции, это время и удорожание перевозки. То же самое, когда мы везем китайское сырье, -  мы на границе перегружаем его на наши машины. Когда мы возим нашу продукцию в Европу, такой проблемы нет, наши машины могут ездить по всей Европе. С Китаем такого нет. Эта тема не просто перезрела – она трижды перезрела, я уже не знаю, кому еще это сказать. Без решения проблем логистики мы с Китаем торговать не сможем. Сейчас туда все кинулись – а как оттуда все это привезти?

То же самое с контейнерами: их не хватает, но даже если мы найдем контейнеры, следующая проблема – все вагоны забиты углем. Я понимаю, что уголь тоже нужно возить, но вы уж сами решите, что нам важнее – уголь возить или оборудование покупать? Мне кажется, это тема уже политическая, потому что пропускная способность железной дороги быстро не увеличится. Я бы предложил, в силу того, что мы хотим быть высокотехнологичной страной, принять политическое решение и освободить часть коридоров именно для ввоза оборудования. Потому что нам нужно оборудование, нам нужно развиваться – без оборудования, без технологий мы из страны догоняющей экономики превратимся просто в отсталую страну.

http://ancb.ru/publication/read/12693

Дата публикации: 04/03/2022 17:42

Дата последнего обновления: 04/03/2022 17:42