Законопроект о введении обязательной оценки квалификации принят в первом чтении

11/11/2021

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование системы саморегулирования в строительной сфере и снижение регуляторного воздействия на отрасль со стороны государства. Депутаты рассматривали его «под занавес» вчерашнего заседания, а потому обошлись без каких-либо обсуждений.

Напомним, законопроект №1212919-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» разработан Минстроем России. Вместо требования о повышении квалификации к специалистам, сведения о которых вносятся в НРС в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, он вводит требование о прохождении ими с регулярностью в пять лет независимой оценки квалификации. Законопроект устанавливает минимальные требования к таким специалистам и уточняет их должностные обязанности. Кроме этого, документ вносит поправки в части размещения компенсационных фондов саморегулируемых организаций, интеграции Единых реестров членов СРО с Национальными реестрами специалистов, а также в порядок взаимодействия исключённых из госреестра СРО с национальными объединениями.

На заседании Думы законопроект представляла замминистра строительства и ЖКХ РФ Светлана Иванова. Мнение профильного комитета (по строительству и ЖКХ) высказал Евгений Первышов. Комитет концептуально поддерживает представленный законопроект, потому как он направлен на снижение регуляторного воздействия на деятельность СРО в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования и строительства, а самое главное — предусматривает передачу отдельных функций на уровень национальных объединений СРО, что позволит расширить пределы самоорганизации предпринимательского сообщества, сообщил депутат. При этом он напомнил о замечаниях к законопроекту профильного комитета и необходимости их устранить ко второму чтению.

Между тем, замечаний у думского Комитета по строительству и ЖКХ к данному законопроекту более чем достаточно: несоответствие норм об обязательной независимой оценки квалификации Трудовому кодексу и самому закону об НОК, риск роста стоимости процедуры НОК и повышения дефицита профессиональных кадров в стройотрасли, отсутствие достаточной ответственности центров оценки квалификации за проведённую ими НОК и, наконец, просматривая перспектива повышения финансовой нагрузки на строительные предприятия.

В заключении комитета на представленный законопроект говорится, что в Трудовом кодексе, равно как и в законе «О независимой оценке квалификации», НОК является процедурой добровольной, а требование о её прохождении к своим специалистам может предъявлять только работодатель, что закрепляется в трудовых и коллективных договорах и прочих соглашениях на уровне предприятий. Законопроект не меняет этих законодательных актов и сохраняет за работодателем данное право.

Также депутаты отметили, что в представленной редакции законопроект лишь формально заменяет к специалистам, внесённым в НРС, требование о необходимости повышения квалификации на свидетельство о прохождении НОК, потому как сама НОК ориентирована на соответствие специалистов профессиональным стандартам, где повышение квалификации является обязательным требованием.

Исходя из того, что в нацреестрах НОСТРОЙ и НОПРИЗ на сегодняшний день значится более 300 тысяч специалистов, весомая доля которых внесена в НРС до 1 июля 2017 года (именно этих физлиц законопроект обязывает уже в 2022 году пройти независимую оценку квалификации), спрос на услугу (проведение НОК) резко возрастёт и, соответственно, спровоцирует рост её стоимости. А поскольку физлица (главные архитекторы и главные инженеры проектов) будут проходить НОК за собственный счёт, возникает риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве.

Также от внимания депутатов не ускользнул тот факт, что от наличия в штате квалифицированных специалистов, внесённых в НРС, зависит членство стройкомпании в СРО. Разумеется, стройкомпании будут стремиться минимизировать риск исключения из СРО по причине несоответствия их штатных специалистов новым требованиям, что по мнению депутатов, приведёт к повышению финансовой нагрузки на строителей.

Кроме того, по мнению депутатов, в законопроекте отсутствует необходимый уровень ответственности центров оценки квалификации за проведённую ими НОК, из-за чего «существует риск разрушения существующей отраслевой системы работы с персоналом и снижения уровня подготовленности кадров», что, в свою очередь, негативно скажется на качестве строительства объектов.

Что предлагают члены профильного комитета? Во-первых, «рассмотреть возможность не распространять требование о наличии свидетельства о квалификации на вновь включаемых в национальный реестр специалистов», что, по мнению комитета, «позволит минимизировать риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве».

Во-вторых, в статье 55.5-1 Градкодекса уточнить предмет обязательной НОК. В-третьих, уточнить требования к иностранным специалистам, которые вносятся в НРС. В-четвёртых, сократить установленные сроки для принятия решения о включении сведений в НРС и уведомления физлица об этом решении. Также комитет предлагает предусмотреть возможность обеспечения саморегулируемых организаций своевременной информацией о снижении кредитных рейтингов банков, где они размещают свои компфонды, с целью снижения рисков для сохранности последних, в связи с тем, что СРО «не являются профессиональными участниками финансового рынка» и не обязаны регулярно оценивать кредитный рейтинг кредитных организаций.

Всё это необходимо исправить в течение месяца: необходимые поправки к документу нужно представить к 8 декабря.

 

http://sroportal.ru/news/federal/zakonoproekt-o-vvedenii-obyazatelnoj-nok-prinyat-v-pervom-chtenii/

Дата публикации: 08/11/2021 14:59

Дата последнего обновления: 11/11/2021 15:42