Проект Стратегии развития строительной отрасли
Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию предлагает рассмотреть разработанный Минстроем России в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 14 февраля 2020 г. № МХ-П16-894 проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. В Стратегии нет отдельного раздела, посвященного проектированию, но зато подробно рассматривается совершенствование института экспертизы.
6.10 Развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
В условиях сокращения инвестиционного цикла и повышения уровня безопасности объектов капитального строительства необходимо провести трансформацию института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в институт управления эффективностью строительных проектов, обеспечивающего баланс в распределении ответственности между различными группами экспертов: проектировщиков, архитекторов, инженеров, экспертов.
Целесообразно перейти от оценки соответствия проектных решений требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям (нормоконтроль) к оценке эффективности проектных решений и их соответствию современным инженерным решениям и технологиям.
Растущие темпы современного строительства ставят новые цели и задачи перед строительной отраслью в целом и институтом экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в частности. Институт экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий – один из наиболее эффективных механизмов повышения безопасности объектов капитального строительства, выступающий гарантом безопасности проектных решений. Тем не менее, в настоящее время остро стоит задача поиска баланса в распределении ответственности между различными группами экспертов – от проектировщиков, архитекторов, инженеров, экспертов до строителей и сотрудников контрольно-надзорных органов.
В этих условиях ключевой целью развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий становится его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов.
Основными задачами Стратегии в данном направлении являются:
переход к экспертному сопровождению подготовки проектной документации;
расширение полномочий экспертов (переход от осуществления нормоконтроля к оценке эффективности принятых решений);
закрепление возможности строительство на более ранней стадии (параллельно с проектированием) посредством введения института оценки задания на проектирование и механизма экспертного сопровождения подготовки проектной документации;
создание условий для взаимодействия всех органов (организаций) экспертизы, участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды;
оптимизация процедур, связанных с проведением экспертной оценки.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий: расширение практики экспертной оценки заданий на проектирование в целях выявления на раннем этапе системных ошибок и исключения удорожания объектов ввиду неэффективных решений;
проведение экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов в рамках «Одного окна»;
создание условий для взаимодействия всех органов (организаций) экспертизы, участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды;
расширение полномочий экспертов с одновременным внедрением инструментов (методик, сценариев), позволяющих экспертным путем проверять безопасность и эффективность предложенных проектировщиком технических решений;
сокращение экспертируемых объектов за счет усиления ответственности проектировщиков за принятые в проектной документации решения.
В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:
обеспечен на этапе экспертизы качественный переход от осуществления нормоконтроля к оценке эффективности принятых решений, что позволит избежать громоздких, неэффективных проектных решений, снизит стоимость строительства и эксплуатации объектов;
сокращены сроки проектирования и проведения экспертизы проектной документации;
повышено качество проектных решений, исключающее необходимость существенных корректировок проектной документации в процессе строительства.
6.10.1. Переход к параллельному проектированию и строительству
Одним из перспективных направлений развития института экспертизы проектной документации является построение работы с клиентами на принципах комплексного предоставления услуг на всех стадиях реализации проекта, начиная с «предпроектного» и заканчивая «постпроектным» сопровождением.
Помимо этого, требуется совершенствование процессов в строительстве, в том числе закрепление возможности значительно раньше начинать строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства по сравнению с текущей ситуацией, при помощи механизма, позволяющего разделять процесс строительства на «стадии» в зависимости от готовности разделов проектной документации и получать разрешения на строительство (реконструкцию) таких «стадий». То есть параллельно осуществлять подготовку проектной документации и строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
Основной задачей Стратегии в данном направлении является закрепление различных вариантов подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство для объектов капитального строительства.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
закрепление института оценки экспертными организациями задания на проектирование (позволит не только обеспечить возможность постадийного проектирования и строительства объекта, но и, благодаря сопутствующему выполнению оценки оптимальности и эффективности проектов, позволит придать застройщику дополнительную уверенность в правильности принимаемых решений и минимизировать либо исключить ошибки на начальной стадии проектирования, в том числе сократить основания для разработки специальных технических условий);
установление возможности проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации (позволит оптимизировать сроки проектирования и экспертизы проектной документации, сделать процедуры проведения экспертизы более прозрачными для заказчика и упростить взаимодействие заказчика с экспертной организацией, в том числе в части определения объема требующейся исходно-разрешительной документации);
закрепление права застройщика разделять работы по проектированию и строительству (реконструкции) объектов капитального строительства на стадии и получать заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство на такие стадии строительства (реконструкции).
В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:
обеспечена возможность проведения экспертизы в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации,
обеспечена возможность разделения работ по проектированию и строительству (реконструкции) объектов капитального строительства на стадии проектирования и строительства и получать заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство на каждую такую стадию.
Дата публикации: 07/10/2021 16:42
Дата последнего обновления: 07/10/2021 16:42