Очередная реформа в сфере допуска на строительный рынок

05/07/2016

Законопроект, разработанный Минстроем РФ и направленный на совершенствование действующего законодательства о саморегулируемых организациях (СРО) в сфере строительства в части уточнения требований, предъявляемых к их деятельности, 24 июня принят Государственной Думой Российской Федерации и вступил в действие с 04.07.2016г. Ему присвоен номер 372-ФЗ от 03.07.2016г. 

По мнению Минстроя, не поддержанного профессиональными общественными объединениями, изменения в законодательство “обеспечат развитие негосударственного регулирования в отрасли, что позволит использовать потенциал профессионального сообщества в вопросах повышения качества и надежности строительных услуг”.

Законопроект предусматривает проведение дальнейших экспериментов над институтом саморегулирования в строительной сфере.

В  целях провозглашенного снижения нагрузки на малые и средние предприятия, которые не заключают договора по подготовке проектной документации напрямую с застройщиком, техническим заказчиком и не подают проектную документацию на экспертизу, принято решение о необязательности членства в СРО для таких предприятий. Однако получить свой взнос обратно из компенсационного фонда они не смогут до 2021 года. Более того, для случая добровольного выхода из СРО законопроект вводит ограничения на повторное вступление в СРО. Преимущество по необязательности членства в СРО предоставлено также для любых государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и т.п. Из Градостроительного кодекса исчезнет понятие “допуска к видам работ по подготовке проектной документации”, вместо него останется только членство в СРО соответствующего вида.

Для строительных компаний будет применяться региональный принцип формирования СРО, что означает перекраивание сложившегося распределения строительных компаний по региональным СРО.

Законопроект вводит новый вид ответственности СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда. Для возмещения соответствующего ущерба членам СРО придется сформировать еще один компенсационный фонд, а на аппарат СРО возложат дополнительную обязанность по контролю за исполнением членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов в случае, если проведение торгов по законодательству является обязательным (т.е. по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ).

В законопроекте прописано понятие «специалисты по организации проектирования и организации строительства», которые после включения  в вновь формируемый «национальный реестр специалистов» получат исключительное право заниматься этим видом деятельности. Сведения о специалисте будут включаться в реестр соответствующим национальным объединением на основании персонального заявления от каждого специалиста. Порядок включения физического лица в национальный реестр специалистов и его исключение из такого реестра должен быть утвержден отдельно Минстроем России.

На сегодняшний день пока трудно оценить все последствия предпринятой Правительством РФ реформы системы саморегулирования в строительстве, для этого требуется серьезный технический и правовой анализ вносимых изменений.

Дата публикации: 27/06/2016 14:16

Дата последнего обновления: 11/07/2016 10:57