Проект очередного сокращения обязательных требований

03/02/2021

Минстрой подготовил новый перечень нацстандартов и сводов правил, обеспечивающих соблюдение требований Техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Согласно проекту нормативного акта, перечень №985, утверждённый только в июле прошлого года, будет заменен и сократится более чем на 3 800 пунктов. Минстрой собрался в очередной раз удалить из перечня  пункты нормативов, непосредственно не влияющие на безопасность.

Соответствующее постановление правительства появилось (пока в виде проекта) на портале проектов нормативных правовых актов. Из пояснительной записки к документу следует, что по согласованию с МЧС из перечня исключили 105 пунктов, дублирующих требования пожарной безопасности, присутствующих в нормативных документах профильного ведомства. Ряд пунктов аннулировали из-за наличия в них требований к допсогласованиям градостроительной и проектной документации, не предусмотренным Градкодексом, — таковых набралось 35. Также перечень покинули обязательные требования со ссылками на документы добровольного применения и нормативно-правовые акты, и без того подлежащие обязательному применению.

Целый ряд сводов правил отменяется целиком, поскольку они не содержат требований безопасности, а «лишь устанавливают способы реализации этих требований». Часть СП отменяется в связи с невозможностью контролировать их исполнение, а часть – по причине «двойного регулирования».

Так, по сравнению с Перечнем № 985, в новый проект перечня не вошли следующие нормативно-технические документы:

- СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы», СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» (Обоснование разработчика: «Наличие TP ТС - 014 - 2011 «Безопасность автомобильных дорог» создает предпосылки для «двойного регулирования». Кроме того, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, строительный надзор и строительный контроль осуществляется на предмет соответствия выполнения работ требованиям технических регламентов, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов»);

- ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (Обоснование разработчика: «Данный стандарт не содержит уникальных требований безопасности, кроме того, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований ГОСТ со стороны государственных контролирующих органов.»);

- ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». (Обоснование разработчика: «Данный стандарт содержит требования к безопасности дорожного движения, которые согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 384-ФЗ не входят в его сферу действия.»);

- СП 26.13330.2012 «СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками», СП 33.13330.2012 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов» (Обоснование разработчика: «Данный свод правил не содержит требований безопасности, а лишь устанавливают способы реализации этих требований.»);

- СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СП 86.13330.2014 «СНиП III-42-80* «Магистральные трубопроводы». (Обоснование разработчика: «Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, строительный надзор и строительный контроль осуществляется на предмет соответствия выполнения работ требованиям технических регламентов, отсутствует законодательно закрепленная возможность контроля исполнения требований СП со стороны государственных контролирующих органов.»); СП 105.13330.2012 «СНиП 2.10.02-84 «Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции».

Сократился перечень и за счёт требований, ограничивающих применение в строительстве новых, более эффективных материалов и конструкций, а также  носящих рекомендательный характер.

В Национальном объединении строителей в рамках Технического совета сформировали рабочую группу для подготовки заключения «о целесообразности внесения предлагаемых изменений». Включиться в эту работу НОСТРОЙ пригласил всех желающих. Судя по формулировке, в НОСТРОЙ не очень приветствуют министерскую инициативу, хотя в пояснительной записке уточняется, что большая часть обязательных требований сокращалась «на основании поступивших от профсообщества предложений».

Дата публикации: 03/02/2021 14:38

Дата последнего обновления: 04/02/2021 11:34