Обзор судебной практики по системе госзакупок

19/08/2020

 В системе КонсультантПлюс опубликован очередной обзор неоднозначных вопросов судебной практики по системе госзакупок.

Минфин рекомендует указывать в документации о госзакупке информацию о наличии или отсутствии этапов

С 1 апреля 2020 года действует новая редакция положения о порядке начисления неустойки. За нарушение поставщиком срока исполнения отдельного этапа контракта пени теперь рассчитываются исходя из цены соответствующего этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств.

Минфин указал, что при начислении пеней за просрочку нужно учитывать эти новшества.

Однако в Законе N 44-ФЗ нет четкого понятия этапа исполнения контракта. Поэтому ведомство рекомендует указывать в закупочной документации сведения о наличии или отсутствии этапов.

Отметим, что в правоприменительной практике есть пример ситуации, когда заказчик прямо не указал информацию о наличии этапов. Вместо этого был предусмотрен график выполнения работ. По некоторым периодам исполнитель допустил просрочку. Суды не нашли оснований для начисления неустойки. Ведь согласованный график не означает, что были выделены этапы.

Кроме того, Минфин напомнил, что заказчик сам определяет этапы исполнения контракта. Если в закупочных документах они были предусмотрены, то при заключении контракта цена каждого из этапов устанавливается пропорционально снижению НМЦК.

Документ:

Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 24-03-08/35814

 

Победитель госзакупки не обязан направлять госконтракт для подписания, если его заключение приостановлено

Победитель закупки не согласился с условиями проекта контракта и пожаловался в УФАС. Ведомство приостановило закупку.

Победитель подписал контракт после рассмотрения жалобы, однако заказчик признал его уклонившимся: срок для подписания контракта истек.

Победитель обратился в контрольный орган, а потом в суд. Однако суды его не поддержали: срок для заключения контракта приостанавливается для заказчика, а не для победителя. Контракт не подписан вовремя, его обеспечение не представлено, значит, признать победителя уклонившимся было законно.

Верховный суд с ними не согласился: из-за приостановки заключения контракта продлевается и срок его подписания победителем. Поскольку срок не нарушен, победителя нельзя признать уклонившимся от заключения контракта.

Позднее антимонопольный орган пытался обжаловать это решение, однако ему отказали.

Документ:

Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2020)

 

Формулировка условий об ответственности сторон договора

Условие договора о том, что заказчик не несет ответственности за умышленное нарушение своих обязательств, ничтожно.

Ситуация: подрядчик потребовал взыскать долг и проценты.

Что сказали суды трех инстанций:

·                 

Суды взыскали только основной долг.

·                 

Проценты взысканию не подлежат, так как договор запрещает подрядчику предъявлять штрафные санкции за несвоевременную оплату.

Что сказал Верховный суд:

·                 

Условие об освобождении заказчика от ответственности за умышленные нарушения ничтожно.

·                 

Данное условие грубо нарушает баланс интересов сторон.

Документ:  Определение от 14.07.2020 N 306-ЭС20-2351

 

В Национальном объединении строителей продолжают разрабатывать поправки для совершенствования системы госзакупок. В скором времени из стен НОСТРОЙ выйдет законопроект, направленный на совершенствование контрактной системы в строительстве. Какие идеи собираются в него вложить представители строительного саморегулирования, в интервью порталу «Ради Дома PRO» рассказал президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

— Прежде всего, мы считаем необходимым разработать эффективную рейтинговую систему оценки, учитывающую, кроме стоимости, сложность исполнения конкретного договора и опыт участника закупок. Сейчас сведения о наличии опыта у участника закупки заказчик проверить не может и вынужден основываться на информации из заявки. Однако на практике бывает, что участник закупки «подтверждает» наличие опыта фиктивными договорами субподряда либо имеет опыт, не совпадающий со спецификой технологических требований в предмете закупки.

В связи с этим мы предлагаем установить требование об аналогичности имеющегося у участника опыта объекту закупки, а также обеспечить прозрачность предоставляемых подрядчиком сведений, обязав размещать их в открытом доступе в целях общественного контроля. При этом в перечне документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям, копию исполненного договора строительного подряда необходимо заменить копией акта приемки объекта капстроительства.

Другая проблема заключается в недостаточной детализации взаимоотношений заказчика и подрядчика, ставящей подрядчика в зависимость от заказчика. В первую очередь, это обусловлено отсутствием авансирования таких договоров, то есть подрядчик вынужден исполнять работы за свой счет, а затем долго ждать принятия таких работ заказчиком и их оплаты. Широко распространена практика по отказу заказчиков от подписания актов выполненных работ по основаниям, не связанным с качеством этих работ.

Говоря о договорах строительного подряда, нельзя не затронуть вопрос необъективных сроков выполнения работ, в которые подрядчик не может исполнить свои обязательства надлежащим образом, в связи с чем несет финансовые потери вместе со СРО, членом которой он является. При этом СРО не может влиять на заключение договоров своим членом, а также на условия такого договора. Поэтому мы считаем необходимым ввести обязанность заказчика размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства только с привлечением квалифицированного технического заказчика.

Кроме того, НОСТРОЙ считает целесообразным отменить обеспечение гарантийных обязательств для участвующих в закупках членов СРО как избыточное требование, дублирующее функции компенсационных фондов, а также исключить обеспечение исполнения договоров, заключенных с использованием конкурентных процедур, стоимостью до 60 млн руб.

Наконец, мы считаем, что необходимо обеспечить автоматизацию процессов размещения заказчиками сведений о заключении договоров, об их частичном и полном исполнении, синхронизировать их с данными бухгалтерского учета заказчиков, а также сделать доступными для СРО и нацобъединений сведения из закрытой части ЕИС, разумеется, с учетом распространения на них режима конфиденциальности.

http://sroportal.ru/news/nostroj-pouchastvuet-v-reforme-kontraktnoj-sistemy/

Дата публикации: 19/08/2020 15:34

Дата последнего обновления: 19/08/2020 15:34