Совещание по вопросам поддержки и развития строительной отрасли

17/04/2020

Сокращенный текст совещания по вопросам развития строительной отрасли, проведенного Президентом РФ 16 апреля.

Президент НОСТРОЙ А. Глушков: Добрый день, Владимир Владимирович! Добрый день, участники совещания!

Город Красноярск, один из руководителей региональной строительной компании.

В своём выступлении хотел в первую очередь остановиться на моментах работы региональных строителей на территории Российской Федерации.

Первый момент, который бы хотел отметить. Масштаб строительных организаций очень разный, и он представлен не только большими организациями полного цикла и большими девелоперскими компаниями, но и большим количеством подрядных организаций, выполняющих специализированные работы на объектах. Данные организации сейчас работают практически повсеместно на территории Российской Федерации, имеют действующие обязательства. И, конечно же, из-за неритмичной оплаты, из-за повышения стоимости строительных материалов, низкой доступности кредитных ресурсов объективно испытывают нехватку ликвидности.

Предлагаю рассмотреть возможность применения мер, которые, Владимир Владимирович, сейчас размещены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей, на субъекты малого и среднего предпринимательства строительного комплекса. Эту меру сейчас предлагает достаточно большое количество представителей субъектов Российской Федерации. Кроме того, подобная мера, на мой взгляд, помогла бы обезопасить выполнение такого важного направления, как капитальный ремонт многоквартирных домов, так как мы знаем, что львиная доля подрядных организаций – это как раз представители малого и среднего бизнеса.

Второй момент, на котором хотел бы остановиться. Сейчас формируется список системообразующих предприятий федерального уровня, которые существенным образом нуждаются в поддержке и оказывают влияние на экономику. Считаю возможным в ближайшее время сформировать аналогичные списки, в том числе строительных организаций субъектового уровня, организаций, которые существенным образом влияют на экономику конкретного субъекта, дабы в рамках субъекта руководителям исполнительной власти субъектов Российской Федерации тоже предусмотреть меры поддержки персонально в каждом субъекте таких строительных организаций.

И третье. Безусловно, уповать исключительно на бюджетные меры поддержки неправильно, нужно изыскивать внебюджетные источники. Одним из таких внебюджетных источников, на мой взгляд, могли стать денежные средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования. Сейчас, за 10 лет существования СРО, добропорядочные СРО значительно увеличили путём размещения этих денежных средств в компенсационных фондах уполномоченных банков их величины. Поэтому предлагаю этот накопленный доход, который получили добропорядочные саморегулируемые организации, предусмотреть возможность на кредитование своих членских организаций. Объём такой поддержки, по нашим расчётам, может составить до 40 миллиардов рублей.

Кроме того, можно предусмотреть возможность использования части этого дохода, который получают СРО, на нужды нацобъединения, тем самым избавив строительный комплекс от необходимости оплачивать эту услугу.

Спасибо, Владимир Владимирович.

Доклад закончен.

В.Якушев: Можно, Владимир Владимирович?

Мы совместно с Маратом Шакирзяновичем подготовили доклад, в котором он доложит всю ситуацию, которая в строительной отрасли. Марат Шакирзянович достаточно, я думаю, подробно расскажет о тех мероприятиях, и то, что у нас подготовлено совместно.

Нужно сказать, что это совместная работа не только федеральных органов исполнительной власти. Мы все эти мероприятия обсудили с субъектами Российской Федерации, все эти мероприятия обсудили с предприятиями жилищного комплекса. И нужно сказать, что с первого момента, как только у нас началось западение спроса, о котором Сергей Эдуардович сейчас рассказывал, потому что сегодня мы наблюдаем, что на рынке действительно во всех субъектах Российской Федерации спрос запал уже на 30 процентов. И в дальнейшем мы видим, что такая ситуация будет развиваться по нарастающей. После того как мы выйдем из режима самоизоляции, наши коллеги говорят о том, что спрос у нас как минимум может упасть до 50 процентов или больше.

Поэтому, естественно, в этих условиях нам необходимо поддержать жилищное строительство, потому что здесь у нас есть вопрос наличия рабочих мест достаточно большой.

Второй момент, естественно, мы продолжаем нашу реформу, когда у нас строительная отрасль переходит на проектное финансирование, и, конечно, очень важно сейчас в рамках тех мер поддержки поддержать и те проекты, которые достраиваются по старым правилам, и те проекты, которые достраиваются по новым правилам. Я думаю, что Марат Шакирзянович об этом достаточно подробно расскажет, потому что это выработанная наша совместная позиция, потому как необходимо поддержать сегодня эти отрасли экономики.

То, что касается тех организаций, которые работают сегодня на бюджете, Владимир Владимирович. Там возник ряд вопросов в связи с тем, что подрядные организации, которые исполняют бюджетный заказ, столкнулись с тем, что у них произошло удорожание, потому что составляющая часть, которая сегодня используется при исполнении бюджетного заказа, естественно, имеет импортную составляющую. Цена сегодня на них выросла. Очень оперативно были приняты решения в первом пакете антикризисных мер, поэтому этот вопрос снят, и сегодня коллеги успокоились.

И конечно, очень важно, те, кто работают сегодня на выполнение бюджетных обязательств, там не должно быть никаких срывов, и те контракты, которые сегодня застройщики должны исполнить, они должны исполнить их в срок.

М.Хуснуллин: Добрый день, Владимир Владимирович! Добрый день, уважаемые коллеги!

Один из главных вопросов – это строительство дорог. Национальный проект «Безопасные и качественные дороги», Владимир Владимирович, мы в этом году, несмотря на все сложности, раскрутили достаточно хорошо. Мы идём с опережением графика. Практически все регионы законтрактовались, на сегодняшний день большинство вышли уже в работу, и часть, если посмотреть с финансированием прошлого года, значительно больше объёмов уже профинансировано.

Мы в рамках этого штаба рассматривали возможность, есть ли возможность дополнительно выполнить объёмы в этом году. Хочу сказать, несмотря на все эти трудности, большинство регионов подтвердило, что они готовы в этом году перевыполнить программу по ремонту и строительству дорог.

У нас есть трёхлетняя программа. Сейчас очень важный момент, чтобы мы могли из программы 2021–2022 года начинать проектировать и строить эти дороги. Я хочу сказать, что только на строительстве и эксплуатации дорог у нас работает миллион сотрудников и около миллиона работает в смежных отраслях. Это первая мера.

Вторая мера. Мы смотрели по жилищному строительству. Конечно, это самая у нас важная отрасль – около 5 миллионов работающих сотрудников в ней, около 3–4 миллионов смежников и, конечно, самые большие капиталовложения. И здесь ключевая задача – не допустить появления обманутых дольщиков.

Мы разные подходы посмотрели по этим вопросам. Считаем, что здесь ключевой момент – конечно же, это поддержка ипотеки, то, о чём говорят коллеги. Поэтому мы предлагаем, Владимир Владимирович, посмотреть в рамках наших отраслевых программ возможности даже какие-то не начатые объекты перераспределить на этот объём.

Также хочу обратить внимание, что, конечно, ключевой вопрос по жилью – это работа с регионами. И здесь я просил бы Вашего поручения, чтобы мы со всеми регионами каждого застройщика оценили, его состояние, и по каждому застройщику определили, какие меры. У нас есть системные застройщики, есть небольшие застройщики, но они все строят жильё и создают рабочие места, и 43 процента денег у нас в стране на строящееся жильё уже собрано с населения. Поэтому очень важно, конечно, эту программу продолжить.

Также мы в рамках поддержки регионов готовы, например, влево сдвинуть на сегодняшний день и ускорить программу по аварийному и ветхому жилью. Сегодня подтвердил ряд регионов, что при имеющемся финансировании на последующие годы можно это сделать. Мы готовы по программе «Стимул» дополнительные объёмы выполнить в этом году, это то, о чём говорили коллеги, – подготовка территорий для будущих застроек. То есть у нас достаточно большие возможности.

И главный вопрос: у нас сам по себе бюджет в этом году даёт возможность порядка 2 миллионов рабочих мест, это бюджетное строительство я имею в виду, 2 миллиона рабочих мест сохранить и содержать, и ещё порядка 2 миллионов смежников, кто работает с нашей отраслью.

Мы все эти вопросы в ежедневном режиме, Владимир Владимирович, обсуждаем на штабе у Михаила Владимировича, у Андрея Рэмовича.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Благодарю Вас, Марат Шакирзянович.

Уважаемые коллеги!

По моей просьбе Правительство сейчас работает над поиском мер поддержки различных отраслей производства. И в последние дни такая работа проводилась и по строительному сектору.

Но, прежде чем принять какие-то решения, я хотел послушать мнения тех коллег, которые сегодня как раз и присутствуют на нашей дискуссии. Со стороны представителей строительной отрасли прозвучали конкретные инициативы.

Что в этой связи и с учётом вашего мнения считаю важным сделать в ближайшее время.

Первое. Предлагаю запустить, как это сейчас и прозвучало здесь только что, специальную льготную ипотечную программу – поддержать и наших граждан, и строительную отрасль, дать людям дополнительные возможности с помощью государства улучшить свои жилищные условия. В рамках такой программы можно будет взять ипотеку по ставке 6,5 процента годовых на покупку нового жилья комфорт-класса по цене до трёх миллионов рублей в регионах и до восьми миллионов в Москве и Санкт-Петербурге.

Второе. Поручаю Правительству подготовить комплекс мер, которые повысят доступность банковских кредитов для компаний строительной отрасли. Сейчас только коллеги об этом говорили. Предлагаю в этом случае также субсидировать процентную ставку. Но подчеркну: такая помощь будет предоставлена компаниям, которые сохранят занятость. Подробные критерии на этот счёт прошу определить Правительство, и как можно быстрее, до конца текущего месяца.

Ещё одно условие, а точнее обязательство, причём нужно, чтобы это было юридическое обязательство: получая поддержку с кредитами, о которых я только что сказал, получая эту поддержку, компании должны взять на себя обязательство по завершению строительства домов, запланированных к вводу в строй в этом и в следующем году. Нужно избежать появления так называемых долгостроев. Важно, чтобы люди были уверены: их квартиру построят качественно и в срок.

Знаю, что Правительство уже определило объёмы средств, которые предполагается направить на поддержку программы кредитования строительной отрасли. Это 12 миллиардов рублей. Прошу максимально быстро запустить этот механизм, также до конца апреля.

Третье. Во многих регионах до сих пор не решена проблема тех граждан, которых мы называем обманутыми дольщиками. Предлагаю докапитализировать Фонд защиты прав дольщиков на 30 миллиардов рублей и направить эти ресурсы на решение проблем, накопленных в прошлые годы, достроить незавершённые дома. Тем самым не только обеспечить загрузкой строительную индустрию, но, главное, помочь людям, чтобы тысячи семей смогли получить своё долгожданное жильё.

Четвёртое. В качестве ещё одной меры поддержки жилищного строительства предлагаю предоставить государственную гарантию Минфина корпорации «ДОМ.РФ» в размере 50 миллиардов рублей. И за счёт этой гарантии корпорация сможет привлечь средства кредита коммерческих банков и напрямую выкупать новые квартиры комфорт-класса у застройщиков. В дальнейшем эти квартиры граждане смогут приобрести в том числе в рамках наших льготных ипотечных программ. Я только что об этом сказал.

Пятое. Мы продолжим реализацию масштабных инфраструктурных проектов – коллеги упоминали сейчас об этом, – таких как расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство автомобильных дорог на Юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью, модернизацию аэродромных комплексов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске, строительство современных портовых мощностей в Мурманске, на Балтике, Чёрном море и на Дальнем Востоке. Всё это – прочный задел для экономики, для её будущего роста.

Далее. Предлагаю рассмотреть возможность перераспределения части расходов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», а также программ расселения аварийного жилья, для того чтобы увеличить темпы расселения такого жилья, строительства и ремонта дорог и тем самым дополнительно загрузить заказами строительную и смежную отрасли, поддержать занятость. Поручаю Правительству в течение месяца просчитать возможные параметры такого манёвра и доложить мне предложения.

Прошу также отдельно проработать вопрос увеличения авансов по контрактам в инфраструктурном строительстве. Сейчас только что об этом тоже было сказано. Сейчас авансируется 30 процентов по контракту, предлагаю увеличить эту долю до пятидесяти процентов, за счёт этого предоставить строительным и другим компаниям дополнительные оборотные средства, что позволит им ритмично работать, выполнять обязательства перед поставщиками в других отраслях и, главное, сохранить рабочие места, зарплаты своих сотрудников, привлечь новых специалистов.

http://kremlin.ru/events/president/news/63208

 

Комментарий к выступлению А.Глушкова на сайте https://pravdaosro.ru/analytics/sorok-serebrenikov/

В его выступлении эксперты видят как минимум три грубые смысловые ошибки. Компенсационные фонды СРО не могут рассматриваться как «внебюджетные источники», т.к. являются обеспечением коллективной ответственности членов СРО перед третьими лицами. По тому же основанию средства компенсационных фондов не являются «полученным доходом». Если же Глушков говорил о процентах, полученных от размещения средств КФ, то их размер на порядок меньше 40 млрд.

Заявить президенту, что у нас есть 40 млрд «лишних» денег много ума много не надо. Но если госслужащие из высших эшелонов власти действительно заинтересуются этими средствами, то единственно возможный путь пустить их в дело в сегодняшней ситуации будет лежать через структуры ДОМ.РФ. Постановления о правилах инвестирования компенсационных фондов до сих пор не выпущено. С легкой подачи Глушкова можем завтра получить обязательства по размещению КФ в ценных бумагах государственного института развития. А вот это уже далеко не такая сладкая тема.

Но главным остается вопрос – почему избранный президент НОСТРОЙ Антон Глушков без поддержки большинства или хотя бы значительной доли СРО – членов НОСТРОЙ, без решения коллегиального органа НОСТРОЙ вышел на Президента РФ с такой значимой инициативой?

Очень хотелось бы знать, кто его на этот поступок благословил, т.к. в противном случае – это просто личная авантюра узкого круга конкретных лиц. 

Дата публикации: 17/04/2020 18:00

Дата последнего обновления: 20/04/2020 13:51