Роман Рыбаков о проблемах проектного сообщества в современных условиях

18/11/2019

 Сэкономишь на гвоздях - потеряешь подкову 

Системные проблемы у проектировщиков возникают как с государственными, так и с частными заказчиками, хотя в основе их все-таки находится государство со своими законодательными, надзорными, экспертными и согласующими инстанциями. Об этом на страницах ноябрьского номера журнала «СТО» размышляет председатель Совета СРО АПО "Союзпетрострой-Проект" Роман Рафаилович Рыбаков. 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ "В ЦИФРАХ"

Проектное сообщество России – это примерно 600 тысяч проектировщиков, из них более 100 тысяч внесено в Национальный реестр с правом выполнять функции ГИПов и ГАПов. В целом проектировщики составляют 10% от числа занятых в строительстве, при этом затраты на про­ектно-изыскательские работы в России не превышают 3-7% от стоимости объекта, что в два-три раза ниже ми­ровой практики.

Сегодня проектные организации не обеспечены никакими гарантиями стабильности деятельности. Почему-то основная задача сегодняшнего заказчика - не построить добротный объект, а сэкономить бюджет и уложиться в какую-то мифическую цену. Стоит ознакомиться с типовым контрактом на проектирование, и становится страшно браться за работу, столько там заложено рисков для исполнителя.

Целая армия чиновников контролирует каждый шаг предпринимателей. При этом государство не доверяет даже собственным структурам, создав многоярусную неэффективную систему контроля. 

ДЁШЕВО И СЕРДИТО?

Важнейшая проблема – образование цены контакта. Законодательство совершенно не учитывает специфику отрасли и, особенно, проектирования. Проектная документация – не товар, выставленный на продажу, это творческая модель будущего объекта, создаваемая коллективным трудом заказчика, проектировщика, многочисленных органов экспертизы и надзора. Его цена образуется не только затратами физического труда и стоимостью канцелярских товаров.

За основу берут федеральные сборники базовых цен по видам работ, которые постоянно отстают от реальности, как и инфляционный коэффициент Минстроя. Однако даже эта заниженная цена редко когда становится стоимостью контракта из-за низкого профессионализма заказчика и демпингующих предложений участников торгов. В результате зарплата исполнителей падает как из-за уменьшения объемов, так и из-за искусственного занижения стоимости проектирования. 

НАШЕ ДЕЛО НА СРОК НЕ ПОСПЕЛО

Еще одна проблема – возможность соблюдения сроков проектирования. Сроки заказчик определяет, в основном, произвольно или планово, исходя из выделяемых средств. Если строители могут рассчитать сроки с учетом имеющихся мощностей, то на сроки проектирования, кроме количества привлекаемых проектировщиков, влияют многие непредвиденные факторы. Поскольку для сравнительно небольших объектов подготовка проектирования (ИРД, изыскания, техусловия, имущественные земельные вопросы), экспертиза и согласования занимают столько же, а то и больше времени, чем собственно проектные работы, то понятна высокая вероятность срыва конечного срока. Кроме того, сроки увеличиваются из-за постоянных изменений по замечаниям контролирующих и согласующих инстанций, которые считают зазорным не высказать хоть что-нибудь. Проектировщик без дополнительной оплаты вносит изменения, связанные также с выявленными ошибками в исходных данных, в задании на проектирование и, больше всего, в изыскательских материалах. Это очень дорого обходится проектной организации, но зачастую не повышает качества проектов. 

ПОДРЯДЧИК НЕ ВРАГ И НЕ ПРОСИТЕЛЬ

 Как заставить госслужащих и представителей естественных монополий выполнять свою работу по строительству запланированных объектов, помогая подрядчикам, а не затягивая сроки? Усилия руководящих органов всех уровней надо направить на создание благожелательной атмосферы, на повышение заинтересованности в положительном результате, на борьбу с равнодушными чиновниками.

Дополнительный казус возник в этом году с экспертизой достоверности сметной стоимости строительства – независимо от объема изменений необходимо проведение повторной экспертизы, что значительно затягивает сроки оплаты проектных работ.

Обидно, что частные девелоперы при выборе исполнителей берут за основу самое плохое из системы госконтрактов. Они создают целые подразделения по организации торгов, при этом задание обычно составлено нечетко и неквалифицированно, стоимость работ по проектированию не указана. Потом заказчик сообщает, что было выбрано предложение, более подходящее по условиям торгов, без каких-либо пояснений. 

КАДРЫ И ФОНДЫ РЕШАЮТ...

Очень серьезными стали вопросы кадрового обеспечения в условиях падения уровня и профессионального пре­стижа проектировщиков. Здесь не помогут разговоры о рейтинговых квалификационных оценках специалистов, как и не повлияло на результаты работы законодательное введение Национального реестра специалистов, хотя добавило проблем руководителям проектных организаций

Наконец, учитывая потребности города в современной, актуальной и достоверной изыскательской документации, давно пора обеспечить город постоянными и едиными фондами по всем видам изысканий, как во всем цивилизованном мире и, одновременно, обеспечить ведение архива исполнительной документации, обязав все строительные организации своевременно делиться этой документацией. 

Дата публикации: 18/11/2019 17:06

Дата последнего обновления: 18/11/2019 17:07