Проблемой городов является неэффективное использование имеющихся ресурсов

14/11/2017

Именно горожане являются самыми строгими заказчиками улучшения городской среды, заявил в интервью “Ъ” Денис Леонтьев — гендиректор КБ «Стрелка» (оператор программы «Моя улица», консультант мэрии Москвы).

- Горожанам из пассионарной части всегда кажется, что деньги налогоплательщиков впустую тратятся на улучшение среды, поскольку им никто не объясняет, как эти пространства будут дальше развиваться, чем наполняться. Можно, например, построить условный московский парк «Зарядье» и пускать туда только по приглашениям. Разве не так?

— Если пространство сделано правильно и грамотно, жизнь там обязательно появится. Я не сторонник того, чтобы создавать искусственную жизнь в обновленных городских пространствах: они сами интегрируются в городскую среду. Я вам больше скажу: сейчас есть сразу несколько заказчиков на улучшение городской среды — это горожане, которые являются самыми строгими судьями, региональные и муниципальные власти, а также бизнес.

 — Говоря об интересе бизнеса, вы имеете в виду девелоперов жилых комплексов? 

— Я имею в виду бизнес в широком смысле. Сейчас сложно уговорить рабочих и специалистов среднего звена переехать в другой город: им недостаточен солидный соцпакет, они хотят развиваться, их семье нужна комфортная среда. Из нашего опыта крупный бизнес все больше заинтересован в улучшении общественных пространств, понимая, что им надо выстраивать свой собственный диалог с горожанами, создавать для них инфраструктуру и помогать городу. Как правило, это градообразующее или крупное предприятие, которое приносит местному бюджету 20–30% поступлений. Это такая новая большая группа интересантов, поэтому, в том числе, по этой причине АИЖК, Фонд моногородов и КБ «Стрелка» запустили программу «Пять шагов благоустройства повседневности» по улучшению общественных пространств в 319 моногородах.
— Давайте вернемся к другой группе интересантов — власть. В роли кого в процессе благоустройства выступают чиновники? Буфером между жителями и исполнителями программ по благоустройству?

— Я бы не говорил, что они буфер. Местные чиновники — это те, кто отвечает за обустройство повседневности. Как только ты закрыл дверь своей квартиры и вышел в парадную, начинается повседневность — то, чем нам приходится пользоваться каждодневно: лифт, двор, улица, магазины и т. д. За их функционирование отвечают муниципалитеты, которые решают задачи, в том числе, более комплексные. Но зачастую у них для этого нет необходимых ресурсов и понимания как это решать. Мы часто слышим от муниципальных чиновников: «Мы с удовольствием благоустроили бы сквер, но у нас нет денег». Не всегда вещи, которые необходимо делать в городах, требуют серьезных затрат. Не все процессы улучшения общественных пространств упирается в строительство крупных дорожных развязок или небоскребов. Есть огромное количество вещей, которые можно и нужно улучшать в течение двух-трех лет. Тогда горожане почувствуют, что о них заботятся и то, что они городу небезразличны.

— Как вы считаете, понимают ли муниципальные власти, что сейчас в стране между городами начинается серьезная конкуренция за человеческий капитал?

— Не всегда и не каждый понимает, что это глобальный вызов. Все города сегодня пытаются найти свое место в глобальной и национальной экономике. И перед нашими городами стоит эта задача, и может быть даже наиболее остро. В России 1112 городов, и каждому из них нужно найти свое место в региональной, национальной и в каких-то случаях глобальной экономике. Не понимая, что можно предложить своим жителям, города не смогут конкурировать между собой.

Как удержать жителей, как сделать город привлекательным и комфортным для жизни — задача, которую предстоит решить нашим городам в ближайшие пять-десять лет. В городах именно горожане являются основным производителем городской экономики. Если муниципалитеты не будут воспринимать людей как свой самый важный актив, то города окажутся в тупике. Сегодня местные жители генерируют 25% поступлений в городской бюджет в виде НДФЛ. Понимаете, да? Четверть бюджета города формируется за счет налогов, которые город получает от жителей. В бизнесе, например, если четверть выручки приносит один клиент, то компания будет делать все, чтобы ему угодить. А наши города часто к жителям и их потребностям относятся как к обременению. И город должен показать отдачу — это его обязательство, продемонстрировать, каким образом он улучшает жизнь людей и дает возможность зарабатывать для себя и своего города.

— Насколько прямая связь между качеством среды и уровнем человеческого капитала?

— Есть такое избитая теория разбитых окон. Если в доме вовремя не заменили поврежденное окно, то через какое-то время все окна будут разбиты. То же самое можно перенести на город. Если городом не заниматься, то среда будет постепенно деградировать: будут приходить в упадок общественный транспорт и общественные пространства, социальная и культурная инфраструктура. Это означает, что люди будут меньше времени проводить на улицах, бизнесы, которые завязаны на интенсивность пешеходных потоков, будут закрываться, и эта проблема будет только нарастать. В принципе это с нашими городами происходило в 1990-е годы. Я помню, что представлял собой торговый центр в 1990-е для москвича или петербуржца. Это было практически единственное место, где люди проводили свои выходные: не только совершали покупки, но и отдыхали. Люди уходили из городской среды в такие безопасные и приемлемого качества объекты. Торговый центр, являющийся средоточием городской жизни, не способствует развитию города, где жители должны гулять в парках и больше времени проводить в открытых городских пространствах. Если происходит деградация городской среды, то умирает в первую очередь бизнес, размещающийся на первых этажах улиц.

— Каким образом вы отслеживали эту взаимосвязь?

— Когда мы проводили исследование, касающееся благоустройства улиц Москвы, то пришли к выводу, что появилось много магазинов средней ценовой категории и новых форматов торговли, рассчитанной на пешеходов. Если посмотреть на Москву до этого, то это либо точки совсем низкого уровня качества, либо очень дорогие магазины и рестораны. Дорогие бутики не способствуют совершению спонтанных покупок.

— Давайте вернемся к городскому консалтингу. Почему именно сейчас назрела необходимость в этом?

— Я думаю, что потребность назрела давно, но вызовы, которые стоят перед нами сегодня, становятся импульсом для возникновения новой экономики. Сегодня вместе с Минстроем России и АИЖК мы работаем над большой программой развития городской среды. В нашей стране преобладает городское население — и это наше преимущество. Если мы посмотрим, что происходит сегодня в мире, и на те компании, которые являются лидерами индустрий, то увидим, что они все расположены в городах и основаны на человеческом капитале, то есть человек является в этих компаниях основным драйвером. Именно поэтому города надо перенастраивать уже сегодня, чтобы через какое-то время они смогли стать точками роста для национальной экономики.

https://www.kommersant.ru/doc/3448047 

 

Дата публикации: 14/11/2017 16:34

Дата последнего обновления: 14/11/2017 16:39