"Подрядчик – это субъект второго сорта"

30/10/2017

 В начале октября правительство РФ внесло изменения в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (постановление от 7 октября 2017 г. №1226). Документ обязал государственных и муниципальных заказчиков оплачивать поставленные субподрядчиком услуги в течение 15 дней с даты подписания подрядчиком документа о выполненных работах. Таким образом, предельный срок для добровольной оплаты выполненных работ для заказчика сократился вдвое, что теоретически должно позитивно отразиться на ситуации со своевременной оплатой предусмотренных договором работ.

http://sroportal.ru/news/mnenie-eksperta-za-nevypolnenie-uslovij-kontrakta-goszakazchik-dolzhen-otvechat-personalno/

Однако на практике ситуация разрешается не столь позитивно. До тех пор, пока государственный или муниципальный заказчик не будет персонально отвечать за нарушение условий контракта, никакой пользы от подобных постановлений не будет, считает юрист, практикующий в области саморегулирования и строительного подряда Евгений Тысенко. Мнение эксперта опубликовано на сайте «Правда о СРО».

«В последние два года государственные заказчики изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ повсеместно нарушают сроки оплаты выполненных и сданных по актам работ. Арбитражные суды завалены очевидными исками, так как стала крайне распространенной позиция многих государственных заказчиков — без решения суда и исполнительного листа принципиально подрядчику ничего не платить. К сожалению, суды снисходительны к такому поведению государственных и муниципальных органов, поскольку речь идет о бюджетных средствах.

К слову сказать, только во втором полугодии этого года я веду в арбитражном суде Москвы и Московской области уже шесть подобных дел, где имеются подписанные заказчиками акты сдачи-приемки подрядных работ, но от оплаты они уклоняются.

Однако в контрактах имеются и санкции в пользу подрядчиков, а, это значит, что в конечном итоге бюджет затратит гораздо больше средств на исполнение решения суда. Также государственный (муниципальный) контракт при такой ситуации теряет привлекательность для частных подрядчиков. В настоящее время госзаказчика спасает только то, что иных подрядных работ на рынке крайне мало.

Возможно, указанное постановление правительства и призвано навести порядок и ужесточить норму по оплате выполненных работ, оказанных услуг и поставленного товара для государственных и муниципальных нужд. Возможно, на какое-то время оно способно снять социальную напряженность у малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированных НКО, подарив им на 3-4 месяца надежду, а-ля: «ну, теперь всё, наконец-то, наладится».

По моему же мнению, ситуация в целом никак не изменится. Дело совершенно не в том, какой срок установлен в контракте для оплаты работ – 30, 15 или вообще 5 дней. Дело в политике государственного заказчика в отношении своих подрядчиков, которая зачастую сводится к тому, что подрядчик – это субъект второго сорта и вечнообязанное лицо, этакий крепостной, которому вообще-то посчастливилось работать с замечательным государственным заказчиком, и только этому одному обстоятельству подрядчик уже и должен быть рад. А деньги… Какие деньги?

Вопрос однозначно нужно решать введением персональной ответственности руководителей государственного или муниципального заказчика за нарушения условий государственного (муниципального) контракта». 

Тему дополняет директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов: "Проблема качества при проведении работ не имеет одного простого решения. Если пытаться в контракте прописывать все до мелочей, в том числе и по строительным материалам, то это называется "затачивание конкурса под конкретную фирму". Этим процессом сразу интересуются антимонопольные органы. Если решать проблему выставлением гарантий на выполненные работы, то возникают проблемы с фирмами, которые банкротятся и потом попросту не выполняют гарантийные работы. Если начинаем контролировать материалы на входе, то и здесь не все гладко. Но невозможно приставить контролера к каждому маляру, который будет заниматься работой. В итоге в основном эти контролеры будут проверять бумаги",— отметил господин Карпов. По его словам, все позитивные продвижения при повышении качества работ связаны скорее с демонополизацией рынка и с появлением новых предпринимателей, не связанных с силовыми и госструктурами. Сейчас таких подрядчиков очень мало. Именно поэтому нужно создавать условия, чтобы развивался частный бизнес.

Дата публикации: 30/10/2017 13:54

Дата последнего обновления: 30/10/2017 15:01