Тендер на строительство Эмпайр Стейт Билдинг выиграла неизвестная компания

06/03/2017

Эмпайр Стейт Билдинг, построенный в 1931 году, не только отличается тем, что входит в топ тройку небоскребов в США, но уникально во всем, начиная от того, как был выигран тендер на его строительство и до применения прогрессивных технологий при его возведении.

История возникновения идеи и строительства Эмпайр Стэйт Билдинг весьма необычна. Она началась с того, что финансовый ди­ректор компании GeneralMotors Джон Раскоб задумал амбициозный проект, а именно, построить самое высокое здание в мире, да непросто постро­ить, а превзойти в этом своего самого большого конкурента, на тот момент, компанию Крайслер.

Дух соперниче­ства между компаниями возник уже в самом начале проекта, поскольку Крайслер, в тот момент, тоже зани­мался строительством не менее высот­ного здания. С самого начала, Эмпайр Стэйт Билдинг планировалось возве­сти высотой в 80 этажей, и завершить строительство в срок не более 18 меся­цев. Вот только Крайслер, заканчивая своё здание, добавил к проекту еще пять этажей. Эго было достаточно, для того, чтобы расчетная высота баш­ни Крайслера стала на полтора метра выше Эмпайр Стэйт Билдинг.

Такой поворот событий никак не входил в планы Джона Раскоба. Поэтому перед строителями Эмпайр Стэйт Билдинг тут же была поставлена задача об обяза­тельном увеличении его высоты, не забывая о том, что на вершине здания будет присутствовать еще и шпиль. Поэтому высота здания увеличилась до 103 этажей.

Строительством амбициозного зда­ния General Motors занялась компания «Братья Старетт и Экен», которая сумела выиграла тендер при полном отсутствии инструментов и оборудова­ния, необходимого для строительства, хотя наличие его у подрядчика, было непременным условием.

На вопрос тендерной комиссии: « А чем же вы бу­дете строить?», Пол Старетт ответил: «Джентльмены, сейчас у меня нет даже лопаты, но постройка вашего здания влечет за собой значительные трудно­сти, и даже всей техники, имеющейся у подрядчика, окажется недостаточ­но для решения поставленной задачи. Поэтому мы с нуля закупим всё необ­ходимое оборудование. Когда же небо­скреб будет построен, всю технику мы распродадим и выручку вернем вам». Находчивость Пола Старетта была воз­награждена, контракт был немедленно подписан и процесс пошел.

Работы по строительству здания на­чались в январе 1930 года, и само высо­кое здание в мире на тот момент, было построено в кратчайший срок 16 ме­сяцев, что на было два месяца быстрее запланированного срока. Для сравне­ния, через 50 лет башни близнецы в Нью-Йорке строились шесть лет!

Производственный процесс был рас­писан поминутно. С заводов посту­пали готовые металлоконструкции, пронумерованные и предназначенные для установки в заранее отведенное конкретное место. Допуски на метал­локонструкциях составляли не более нескольких миллиметров.

Поскольку монтаж велся почти «с ко­лес», вопросам логистики было уделе­но максимум внимания. Требовалось всего 80 часов, чтобы балки и другие металлоконструкции, которые изгото­вились на заводе в Плимуте, оказыва­лись уже смонтированными на высоте сотни метров в центре Нью-Йорка!

Монтаж внутренних инженерных систем начинался сразу, как был за­кончен монтаж каркаса здания. Каждую неделю бригады сдава­ли по 4-5 этажей, а в наиболее острые периоды высотной гонки строителям приходилось работать практически круглосуточно, двигаться со скоростью 14 этажей в 10 дней. Внешние леса при строительстве решили не использо­вать, что очень удешевило и ускорило возведение здания. Общие принципы организации стро­ительства, заложенные еще в те годы, используются амери­канскими строительными компания­ми и поныне.

Все в строительстве этого здания было необычным, начиная от выбора подрядчика и заканчивая технологией строительства.

Удивительный факт, но строитель­ство самого высокого здания в Нью-Йорке обошлось намного дешевле, чем планировалось. Инвесторы затратили 41 млн. долларов, трудозатраты составили 7 млн. человеко-часов (притом, что месячная зарплата рабочих составляла 15 долларов). Число же ра­бочих на объекте в максимальные дни разгара работ составляло 3500 человек. Основная часть рабочей силы посту­пала из рядов эмигрантов Европы и ка­надских индейцев, путешествующих на юг США в поисках работы. Работы на такого рода проектах выполнялись в те временя без особого внимания технике безопасности. Монтажные пояса, страховочные ремни, каски и т.д. — все это не было необходимыми со­ставляющими строительного процесса. Не смотря на это, количество смер­тельных случаев было минимально. Один рабочий был зажат грузовиком; другой сорвался в шахту лифта; третий погиб от лебёдки; четвёртый оказался в зоне поражения взрыва; а пятый по­кончил жизнь самоубийством.

Само здание за 85 лет своего суще­ствования тоже сумело пройти жест­кую проверку на прочность.

В июле 1945-го в него врезался поте­рявшийся в тумане бомбардировщик В-25. Основной удар пришелся на 79-й этаж. Двигатель пробил здание на­сквозь и вылетел с другой стороны зда­ния. Тогда погибли 14 человек, но зда­ние выстояло, а пожар быстро удалось потушить. Даже лифт проявил чудеса выносливости: сорвавшись от сотрясе­ния в шахту с 79-го этажа, он затормо­зил и завис в районе 10-го, а находив­шийся в нем пассажир не пострадал. Еще один знаменитый пожар случился на 51-м этаже в 1990-м, когда загоре­лась проводка. Этаж выжег полностью, уничтожив все, кроме несущих сталь­ных конструкций. В августе 1988 года, пожар случился на 86 этаже, и дошел до самого конца шпиля. К счастью, ни­кто не погиб.

Не так давно была проведена реконструкция в здании. Были заменены 6500 окон на тройные стекло­пакеты, что позволяет снизить энер­гопотребление на 40 % и сократить расходы на поддержание комфортного климата в здании. Модернизирована система ото­пления и кондиционирования, а так же установлены датчики присутствия людей в помещениях с целью эконо­мии электричества. Реконструкция заняла 5 лет и обошлась в 550 млн. долларов, однако теперь здание входит в топ 10 самых энергоэффективных зданий Америки.

Почему 85 лет назад возможно было построить небоскреб за то время, которое сейчас уходит на строительство одноподъездного жило­го дома? Неужели монтажники сейчас кладут кирпичи мед­леннее, чем раньше?

Несколько лет назад мы провели интересное исследование на одной стройплощадке: просто определяли время, которое монтажники тратили на выполнение работы и время, в тече­ние которого они не занимались непосредственно выполнением монтажа, а тратили время на побочные дела или простаивали.

И вот какой результат: оценочно 30-40% рабочего времени монтажники тратилось впустую.

Среди явных ошибок при организации работ мы обнаружили:

Самая ответственная работа — подготовка заявок на поставку материала и оборудование готовятся прорабом или бригадиром, без должной тщательности, мимоходом, в перерывах. В результате, объект комплектуется не полностью, не точно и не вовремя.

- Весь материал складирован в одно место или разбросан по площадке, без точного разделения по назначению, этажам, системам и т.п.

На участке (этаж, крыло и т.п.), на котором ведется монтаж, нет полностью скомплектованного набора материалов, инструмента и т.п., который будет необходим для монтажа.

У подрядчика нет на площадке такой должности, как инженер по подготовке производства.

Типовая ситуация: монтажники приступили к монта­жу, но как оказалось на рабочем месте не хватает какого-то инструмента. Бригада остановилась, кто-то пошел за инструментом на склад. Пока туда шел, прораб попросил его сделать еще что-то. В итоге, на простое действие по доставке на место монтажа инструмен­та ушло около получаса. При этом вся бригада почти простаивала.

Когда приходит машина с мате­риалами, рабочие переносят все в одно место, не сортируя. Когда требуется какое-то изделие уходит много времени на поиски нужного изделия.

Все это является признаками «детских болезней» подрядчика, а, значит, подрядчик учится работать на вашем объекте.

 

Иванов Александр, Волынкин Евгений
http://www.trusteng.ru/

Дата публикации: 06/03/2017 11:42

Дата последнего обновления: 06/03/2017 11:45