Современные новостройки - это не архитектура

09/01/2017

 О том, почему современные здания обречены на снос, и в чем заключается подлинная красота новостроек, портал Ради Дома PRO поговорил с одним из ведущих российских архитекторов-традиционалистов Михаилом Филипповым. 

- Как вы оцениваете современную застройку вокруг Москвы?
- Как человек, который первым в нашей стране, еще в 1980-х годах, начал строить не модернистскую, а традиционную архитектуру, я глубоко убежден, что, так называемая современная архитектура, не является архитектурой вообще. Это не более чем дизайн временных объектов. Здания не несут никакого градостроительного образа города. Поэтому все, что построено вокруг Москвы, да и во всем мире, начиная со второй половины XX века и до начала XXI века, обречено на снос. А практически все, что построено в мире до этого времени, объявлено памятником архитектуры и градостроительства. Никому и в голову не пришло восстанавливать Центр мировой торговли, погибший 11 сентября, при этом все европейские города, разрушенные во время войны, восстановлены в своем довоенном виде. Это и есть ответ на вопрос о том, что сейчас происходит с архитектурой. 

- Но все-таки спальные районы - это не исторические центры европейских городов...
 
- Вы знаете, 15 лет назад, в своей пояснительной записке к международному конкурсу «Стиль 2001» я писал об одном странном феномене: большинство не ценит и не понимает архитектуру своего времени. Уверен, что во всем мире 99,9% населения, живущего в современных спальных районах, не считают эти дома архитектурой. Для них это место, где можно жить, где есть воздух, где можно удобно припарковать машину и т.д. То есть дом для них - это все, что угодно, но только не архитектура. За архитектурой они едут в центр своего города или за рубеж.

И это совершенно трагическая ситуация, которой не было в истории никогда. Между прочим, «Люблю тебя, Петра творенье...» написано было современником про тогдашнюю новостройку, которая почти вся построена при его жизни. А вы можете себе представить, что кто-нибудь напишет такое про какое-нибудь Бибирево, в котором он вырос? При том, что и то, и другое - новые районы, где живут такие же люди. Дело не в дворцах, Петербург же состоял не только из дворцов - как известно, был еще Петербург Достоевского. 

- Но разве архитектура не должна меняться со временем? Сколько можно следовать традициям?
- Понимаете, модернистская архитектура существует уже сто лет, и она постоянно повторяет одни и те же ходы. Высшее проявление художественного вкуса в архитектуре называется Ренессанс, то есть возрождение чего-то, что ушло. Прогрессизм в самом примитивном смысле этого слова здесь не работает. Сама индустриальная цивилизация XX века, попросту говоря, уже не воспринимается с таким восторгом, как раньше.

- Но могут ли дома с хорошей архитектурой строиться как массовое жилье? Насколько рынок может соответствовать таким архитектурным задачам?
- Может, и в итоге проект получается ярким, функциональным и по-настоящему красивым. Архитектура заключается не том, чтобы понаставить колонн - они ставятся только там, где это уместно и красиво. Посмотрите, например, на Лукку - вы не увидите в этом городе ни одной колонны. Или на не парадную, рядовую Венецию, которая очень проста, но в то же время правильна по масштабу, живописна. Все дело в масштабе домов, в движении, объемно-планировочном решении.

- Как изменились Москва и Санкт-Петербург за последние десять лет в архитектурном плане? Меняется ли общественный вкус?
- Меняется. Я считаю самым выдающимся архитектурным действием за последние, наверное, сто лет облицовку гранитом центральных улиц Москвы и Санкт-Петербурга. Это открыло старый город, подняло центр города на другой уровень. И это гораздо важнее, чем строительство новых зданий. Впервые за сто лет появились нормальные, хорошо нарисованные фонари, скамейки и многое другое. 

- А вы считаете нормальным, что город тратит на это огромные деньги?

- Это абсолютно правильно. Помните, как писали Ильф и Петров в «Двенадцати стульях»? «Пешехода надо любить». Город существует для пешеходов, а не для автомобилей. Автомобилист, кем бы он ни был: красивой девушкой, мужчиной, подростком, старушкой - он прекращает быть человеком и становится огромным металлическим зверем с глазами-фарами. А зверям не нужны фасады - они бегают на четырех лапах, им нужны только бесконечные дороги, небо не для них. Я думаю, что индивидуальный транспорт в городах скоро будет запрещен. Это по сути уже происходит в Париже, в Нью-Йорке. Только сумасшедший поедет в Париж на машине - автомобилисту там нет места. У нас тоже, к счастью, догадались развивать общественный и велосипедный транспорт. И если несколько лет назад по городу ходить было нельзя из-за засилья машин, то сейчас ситуация в корне изменилась: люди стали гулять. И это, с моей точки зрения, большой социальный и градостроительный успех.

Источник: uprimskiy.ru

Дата публикации: 09/01/2017 12:04

Дата последнего обновления: 09/01/2017 12:04