Об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения при вступлении в СРО

18/11/2009

 

По запросам СРО специалисты Международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры» подготовили ответы на актуальные вопросы, возникающие у проектных и строительных компаний.
“ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В СРО”
Обоснованность отнесения расходов по уплате членских взносов на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, связана с моментом, когда эти расходы стали необходимыми.
Если организация не получала ранее лицензию и, вступив в СРО, получила допуск к работам, уплата членских взносов для нее является необходимым условием деятельности.
В отношении иных организаций следует помнить, что получение свидетельства о допуске к работам является необходимым только с момента отмены лицензирования (1 января 2010 года), либо с момента окончания действия лицензии (если срок ее действия истекает раньше указанной даты). До указанного момента членские взносы не являются необходимыми расходами, с точки зрения статьи 252 и подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
 
Организация самостоятельно устанавливает период, в течение которого списывает расходы, понесенные на оплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО.
Пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации установлено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией.
При этом, расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (пункт 19 ПБУ 10/99).
Поскольку свидетельство о допуске к работам выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока (пункт 9 статьи 55.8 ГрК РФ), получатель свидетельства самостоятельно устанавливает период распределения расходов, связанных с его получением.
 
Порядок списания членских взносов устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике. Он может определяться порядком уплаты членских взносов, установленных соответствующим СРО.
Если членские взносы уплачиваются ежемесячно, они и в расходы включаются помесячно.
Если взносы платятся ежеквартально, в учетной политике может быть установлено их поквартальное или помесячное отнесение на расходы.
В том случае, когда членский взнос платится один раз в год, имеет смысл распределять его либо поквартально, либо помесячно. И в том и в другом случае нераспределенная часть взноса будет отражаться в промежуточной бухгалтерской отчетности по строке 216 формы № 1.
 
Вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд следует начинать списывать с момента, когда организация лишена возможности вести работу без свидетельства о допуске к работам.
Ситуация может быть самой разной - срок действия лицензии истек в 2009 году, истекает в 2010 году, истек в 2009, но допуск получен в 2010 и т.д. При этом пунктом 19 ПБУ 10/99 установлено, что, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.
В силу принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (пункт 18 ПБУ 10/99), расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Доходы от использования прав, предоставляемых в силу членства в СРО, организация будет получать в течение длительного (неограниченного) периода времени. Именно с этого момента, т.е. с начала работы именно на основании свидетельства о допуске и необходимо начинать списывать в расходы платеж в компенсационный фонд и вступительный взнос.
В части налогообложения также следует исходить из того, что нормы пункта 1 статьи 252 НК РФ «требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли» (пункт 3 Определения Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 366-О-П). Следовательно, обоснование расхода возникает в момент, когда его осуществление становится связанным с возможным извлечением прибыли.
 
При вступлении в несколько СРО одного вида обоснованными будут признаны расходы только по одному из них.
Необходимость вступления в несколько однотипных СРО может быть вызвана самыми разными причинами.
Например, крупный заказчик может обусловить заключение договора вступлением в дружественное ему СРО. И для получения контракта подрядчик, зачастую, вынужден будет соглашаться.
Однако расходы, связанные с членством во втором и следующих СРО того же вида, что и первое не будут рассматриваться как экономически обоснованные и, соответственно, с учетом нормы статьи 252 НК РФ, не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Изменить данную ситуацию можно только в связи с невозможностью получения допусков на отдельные виды работ в конкретном СРО.
 
Обоснованием членства в двух СРО одного вида может стать невозможность получения допуска на некоторые виды работ в одном из них.
В настоящее время отсутствуют единые требования к выдаче свидетельств о допуске к тем или иным видам работ. В связи с этим СРО самостоятельно устанавливает такие требования для своих членов.
Если организация не соответствует требованиям по отдельным видам работа в своем СРО, она может вступить в другое СРО и получить допуски по этим видам уже в новом месте.
Если будет доказана объективная невозможность получения допусков в первоначальном СРО, вступление в другое становится необходимым для ведения деятельности по соответствующим видам работ.
 
Вступительный и членские взносы, а также взнос в компенсационный фонд не включаются в расходы организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.
Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен пунктом 1 статьи 346_16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые при вступлении в саморегулируемую организацию (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 июля 2009 года № 03-11-06/2/126).
 
Организация не обязана сообщать о вступлении в члены СРО в налоговые органы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
Представляется, что данная норма не распространяется на членство в СРО по следующим причинам.
- членство не является участием, поскольку не подразумевает конкретную долю такого участия. Участие возможно в организациях, формирующих уставный или складочный капитал, т.е. в хозяйственных обществах и товариществах. Некоммерческие же организации не формируют такой капитал и не определяют долей участия;
- форма сообщения № С-09-2, утвержденная Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ также подразумевает обязательное указание доли участия, что в некоммерческом партнерстве сделать невозможно;
- сама цель сообщения об участии одной организации в другой состоит в необходимости установления их взаимозависимости с целью применения контроля за правильностью применения цен в сделках (статья 40 НК РФ). Такой контроль абсолютно неприменим во взаимоотношениях между СРО и ее членами.
В любом случае, штраф за ненаправление такого сообщения, в соответствии со статьей 126 НК РФ составляет 50 рублей.
 
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ХОЛДИНГОВ И ОТДЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ПО ПРАВОВЫМ, НАЛОГОВЫМ И УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ВОПРОСАМ.
Специалисты МКК «Вильчур и партнеры»  готовы оказать вашей компании помощь в следующих направлениях:
•      постановка и анализ договорной работы. Разработка и внедрение договорной политики строительной компании;
•      постановка и совершенствование кадровой работы в строительных компаниях. Кадровый аудит;
•      консультации по вопросам членства в СРО;
•      оптимизация налогообложения строительных компаний и холдингов;
•      построение системы экономической безопасности строительной компании. Разработка системы защиты активов;
•      корпоративная политика и реструктуризация групп компаний в сфере строительства;
•      защита личных активов менеджеров и владельцев бизнеса.
www.vilchur.ru

 

Дата публикации: 18/11/2009 15:47

Дата последнего обновления: 24/11/2009 13:47