"Круглый стол" в Государственной думе
09/10/2009
В Государственной думе в конце сентября прошел круглый стол «Процесс создания СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства», сообщает газета "Информационные технологии в строительстве".
Актуальную статистику о СРО привел первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Валерий Панов. По его данным, к середине сентября 2009 г. статус СРО в России получили 66 организаций, из них три - в области инженерных изысканий, 25 - в области проектной документации, 38 - в области строительства. По оценке Ростехнадзора, к 2010 г. строительная отрасль получит около 100 СРО. «Созданы все условия для перехода с 1 января 2010 г. строительной отрасли на саморегулирование», заявил депутат и призвал строительные организации не затягивать со вступлением в СРО.
В то же время он отметил и проблемы, которые выявила практика создания СРО в России. Так, некоммерческое партнерство получает статус СРО после внесения сведений о нем в госреестр СРО. Согласно Градкодексу порядок ведения госреестра устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Но соответствующий документ до сих пор не принят, и сведения в госреестр вносятся на основании постановления правительства РФ «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций», не учитывающего особенности саморегулирования в строительной сфере.
При этом правительство РФ до сих пор не установило необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам, а Ростехнадзор не утвердил формы свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации. Перечень указанных работ утвержден приказом министра регионального развития № 274. Вместе с тем основу этого перечня составил общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, который нуждается в актуализации. В этот перечень не включены отдельные виды работ, влияющие на безопасность объектов капстроительства, из-за того, что их нет в указанном классификаторе.
Г-н Панов сообщил и о новых законопроектах в области СРО. Один из них призван устранить отдельные коллизии и пробелы, возникающие при реализации норм Градкодекса. В частности, депутатами Госдумы внесен проект ФЗ № 252540-5, который предусматривает порядок прекращения членства в СРО в случае добровольного выхода члена из организации. Также проект закона уточняет, что средства компенсационного фонда СРО могут размещаться ею самостоятельно или через управляющие компании.
Другой законопроект призван еще понизить минимальный размер взносов в компенсационный фонд для представителей малого бизнеса в сфере строительства. «Для категории субъектов малого предпринимательства установленный Градкодексом минимальный размер взносов в компенсационный фонд несоразмерен с уровнем их доходов, - говорит депутат Панов. -Так, в ряде субъектов Российской Федерации средняя годовая чистая прибыль на одну организацию категории малого бизнеса не превышает 400 000 руб.
Кроме того, существуют различия по уровню объемов работ, уровню рисков и, соответственно, уровню доходов малого и крупного бизнеса. Поэтому минимальные размеры взносов в компенсационный фонд в ряде случаев могут привести к банкротству малых предприятий. В связи с этим группа депутатов внесла в Госдуму проект ФЗ № 167901-5, предусматривающий уменьшение размера взноса в компенсационный фонд для субъектов малого предпринимательства почти в два раза.
Против этого нововведения высказался президент Национального объединения СРО в сфере проектирования Алексей Воронцов, который считает, что «не стоит менять условия игры во время игры». «Те, кто вступил в СРО первыми, окажутся в более невыгодном положении, потратив больше денег и сил, а те, кто пойдет следом, получат преференции непонятно за что», - высказал он свое мнение. Он опасается, что в этом случае возникнут требования дифференцировать влияние членов: «кто больше заплатил, тот больше голосов имеет».
По словам спикера, сейчас в Национальном объединении СРО в сфере проектирования 2500 проектных организаций и большинство из них «можно отнести к малому бизнесу» - и все изыскали возможность внести этот минимальный размер взносов в компенсационный фонд. Гораздо большей проблемой он считает то, что до регионов просто «не доходит информация, что происходит с СРО». И предложил наладить информационное обеспечение, хотя бы отправляя соответствующие «циркуляры в адрес губернаторов». Г-н Воронцов подчеркнул, что важно наконец убедить регионы в том, что СРО вводится, а возврата к другим формам регулирования отрасли не будет.
С этим согласен и заместитель министра регионального развития РФ Сергей Круглик. По его словам, у части игроков строительного рынка до сих пор есть надежды на продление лицензирования. По его мнению, это вызвано тем, что законодательно не установлен срок прекращения действия лицензий. То есть
некоторых руководителей дезориентирует то, что срок выданных им лицензий заканчивается, например, в 2010 или 2011 гг. «Здесь должна быть инициатива Думы или правительства о внесении изменений в закон о лицензировании и прекращении действия лицензий с 1 января [2010 г.]. Надо сказать этим законом, что с 1 января прекращается не только выдача лицензий, но и их жизнь!» - сказал замминистра.
Недовольство г-на Круглика вызывает и «качество формируемых СРО». «Сегодня появляются СРО, которые имеют мало отношения к строительству, и это вызывает колоссальные опасения, - делится он. - Здесь могут потребоваться изменения в закон о выведении из состава зарегистрированных организаций тех, кто не занимается профильным строительством. Иначе мы просто заменим лицензию продажей допусков к работам, и будет еще хуже».
Правда, не все согласны с настроем присутствовавших чиновников Минрегиона и депутатов. Президент координационного совета Ассоциации инженеров-изыскателей в строительстве Михаил Богданов высказал мнение, что «поставленную задачу выполнить невозможно» и что необходимо «подстелить соломки», продлив лицензирование, чем вызвал бурную отрицательную реакцию зала. «Нет необходимости подстилать соломки, нам нужно ускорять неотвратимо идущие процессы!» - от имени всех присутствующих ответил ему депутат Панов. И в доказательство сообщил о том, что вместе с коллегой Мартином Шаккумом он уже подготовил проект закона № 203647-5, отменяющий с 1 января 2010 г. окончательно и бесповоротно действие лицензий, «в том числе тех, срок которых продлен».
Однозначно против продления схемы лицензирования высказался и нынешний директор Федерального лицензионного центра (ФЛЦ) Алексей Крупкин. «Нужно как можно быстрее узаконить положение, что с 1 января срок действия лицензий должен быть прекращен, -заявил он. - Иначе правовой коллапс, который на сегодня существует в нормативной базе, спровоцирует на рынке серьезные споры, претензии и обращения в суды». Г-н Крупкин обещал лично разобраться с теми, кто распространяет слухи о продлении действия лицензий.
При этом он подчеркнул, что необходимо воспользоваться опытом и потенциалом, наработанным ФЛЦ и, в частности, созданной филиальной сетью центра: «В режиме реального времени мы можем посмотреть любой филиал, нажав кнопку, и увидеть, что там происходит вплоть до бухгалтерской проводки». «У организации [ФЛЦ] накоплены серьезные финансовые средства, - продолжил он. - Я выхожу с инициативой к министру, чтобы эти средства использовать в интересах СРО, и предлагаю за счет средств ФЛЦ создать электронную версию архива (400 000 папок по строительным организациям по всей стране), чтобы потом эти материалы использовать в том числе и в национальных объединениях». Также, по его мнению, необходимо сформировать унифицированную единую форму электронной версии реестра в помощь национальным объединениям и Ростехнадзору.
Дата публикации: 13/10/2009 11:18
Дата последнего обновления: 27/09/2011 23:03