"Круглый стол" в Государственной думе

09/10/2009

 

В Государственной думе в конце сентября прошел круг­лый стол «Процесс создания СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строи­тельного проектирования и строительства», сообщает газета "Информационные технологии в строительстве".
Актуальную статистику о СРО привел первый за­меститель председателя комитета Госдумы по строительству и земельным от­ношениям Валерий Па­нов. По его данным, к середине сентября 2009 г. статус СРО в России полу­чили 66 организаций, из них три - в области инже­нерных изысканий, 25 - в области проектной доку­ментации, 38 - в области строительства. По оценке Ростехнадзора, к 2010 г. строительная отрасль получит около 100 СРО. «Соз­даны все условия для пере­хода с 1 января 2010 г. строительной отрасли на саморегулирование», заявил депутат и призвал строительные организа­ции не затягивать со вступлением в СРО.
В то же время он отме­тил и проблемы, которые выявила практика созда­ния СРО в России. Так, некоммерческое партнерст­во получает статус СРО по­сле внесения сведений о нем в госреестр СРО. Согласно Градкодексу поря­док ведения госреестра устанавливает уполномо­ченный федеральный ор­ган исполнительной влас­ти. Но соответствующий документ до сих пор не принят, и сведения в гос­реестр вносятся на осно­вании постановления пра­вительства РФ «Об утвер­ждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых орга­низаций», не учитываю­щего особенности саморе­гулирования в строитель­ной сфере.
При этом правительст­во РФ до сих пор не уста­новило необходимые тре­бования к выдаче свиде­тельства о допуске к рабо­там, а Ростехнадзор не утвердил формы свиде­тельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации. Перечень указан­ных работ утвержден при­казом министра регионального развития № 274. Вместе с тем основу этого перечня составил обще­российский классифика­тор видов экономической деятельности, продукции и услуг, который нуждает­ся в актуализации. В этот перечень не включены от­дельные виды работ, вли­яющие на безопасность объектов капстроительства, из-за того, что их нет в указанном классифика­торе.
Г-н Панов сообщил и о новых законопроектах в области СРО. Один из них призван устранить отдель­ные коллизии и пробелы, возникающие при реали­зации норм Градкодекса. В частности, депутатами Гос­думы внесен проект ФЗ № 252540-5, который преду­сматривает порядок пре­кращения членства в СРО в случае добровольного вы­хода члена из организации. Также проект закона уточняет, что средства компенсационного фонда СРО могут размещаться ею самостоятельно или через управляющие компании.
Другой законопроект при­зван еще понизить мини­мальный размер взносов в компенсационный фонд для представителей малого бизнеса в сфере строи­тельства. «Для категории субъектов малого предпринимательства установ­ленный Градкодексом ми­нимальный размер взно­сов в компенсационный фонд несоразмерен с уровнем их доходов, - го­ворит депутат Панов. -Так, в ряде субъектов Рос­сийской Федерации сред­няя годовая чистая при­быль на одну организацию категории малого бизнеса не превышает 400 000 руб.
Кроме того, существуют разли­чия по уровню объемов работ, уровню рисков и, соответствен­но, уровню доходов малого и крупного бизнеса. Поэтому ми­нимальные размеры взносов в компенсационный фонд в ряде случаев могут привести к банк­ротству малых предприятий. В связи с этим группа депутатов внесла в Госдуму проект ФЗ № 167901-5, предусматривающий уменьшение размера взноса в компенсационный фонд для субъектов малого предпринима­тельства почти в два раза.
Против этого нововведения высказался президент Нацио­нального объединения СРО в сфере проектирования Алексей Воронцов, который считает, что «не стоит менять условия игры во время игры». «Те, кто вступил в СРО первыми, окажутся в более невыгодном положении, потра­тив больше денег и сил, а те, кто пойдет следом, получат префе­ренции непонятно за что», - вы­сказал он свое мнение. Он опа­сается, что в этом случае возник­нут требования дифференциро­вать влияние членов: «кто боль­ше заплатил, тот больше голосов имеет».
По словам спикера, сейчас в Национальном объединении СРО в сфере проектирования 2500 проектных организаций и большинство из них «можно отнести к малому бизнесу» - и все изыскали возможность внести этот минимальный раз­мер взносов в компенсацион­ный фонд. Гораздо большей проблемой он считает то, что до регионов просто «не доходит информация, что происходит с СРО». И предложил наладить информационное обеспече­ние, хотя бы отправляя соот­ветствующие «циркуляры в ад­рес губернаторов». Г-н Ворон­цов подчеркнул, что важно на­конец убедить регионы в том, что СРО вводится, а возврата к другим формам регулирования отрасли не будет.
С этим согласен и заместитель министра регионального разви­тия РФ Сергей Круглик. По его словам, у части игроков строи­тельного рынка до сих пор есть надежды на продление лицензи­рования. По его мнению, это вы­звано тем, что законодательно не установлен срок прекраще­ния действия лицензий. То есть
некоторых руководителей дез­ориентирует то, что срок выдан­ных им лицензий заканчивается, например, в 2010 или 2011 гг. «Здесь должна быть инициатива Думы или правительства о вне­сении изменений в закон о ли­цензировании и прекращении действия лицензий с 1 января [2010 г.]. Надо сказать этим за­коном, что с 1 января прекраща­ется не только выдача лицензий, но и их жизнь!» - сказал замми­нистра.
Недовольство г-на Круглика вызывает и «качество формиру­емых СРО». «Сегодня появляют­ся СРО, которые имеют мало от­ношения к строительству, и это вызывает колоссальные опасе­ния, - делится он. - Здесь могут потребоваться изменения в за­кон о выведении из состава заре­гистрированных организаций тех, кто не занимается профиль­ным строительством. Иначе мы просто заменим лицензию про­дажей допусков к работам, и бу­дет еще хуже».
Правда, не все согласны с на­строем присутствовавших чи­новников Минрегиона и депута­тов. Президент координацион­ного совета Ассоциации инже­неров-изыскателей в строитель­стве Михаил Богданов высказал мнение, что «поставленную зада­чу выполнить невозможно» и что необходимо «подстелить солом­ки», продлив лицензирование, чем вызвал бурную отрицатель­ную реакцию зала. «Нет необхо­димости подстилать соломки, нам нужно ускорять неотвратимо идущие процессы!» - от имени всех присутствующих ответил ему депутат Панов. И в доказа­тельство сообщил о том, что вмес­те с коллегой Мартином Шакку­мом он уже подготовил проект за­кона № 203647-5, отменяющий с 1 января 2010 г. окончательно и бесповоротно действие лицен­зий, «в том числе тех, срок кото­рых продлен».
Однозначно против продле­ния схемы лицензирования вы­сказался и нынешний директор Федерального лицензионного центра (ФЛЦ) Алексей Крупкин. «Нужно как можно быст­рее узаконить положение, что с 1 января срок действия лицен­зий должен быть прекращен, -заявил он. - Иначе правовой коллапс, который на сегодня существует в нормативной ба­зе, спровоцирует на рынке се­рьезные споры, претензии и обращения в суды». Г-н Крупкин обещал лично разобраться с теми, кто распространяет слухи о продлении действия ли­цензий.
При этом он подчеркнул, что необходимо воспользоваться опытом и потенциалом, нарабо­танным ФЛЦ и, в частности, соз­данной филиальной сетью цент­ра: «В режиме реального време­ни мы можем посмотреть любой филиал, нажав кнопку, и уви­деть, что там происходит вплоть до бухгалтерской проводки». «У организации [ФЛЦ] накоплены серьезные финансовые средст­ва, - продолжил он. - Я выхожу с инициативой к министру, что­бы эти средства использовать в интересах СРО, и предлагаю за счет средств ФЛЦ создать элект­ронную версию архива (400 000 папок по строительным органи­зациям по всей стране), чтобы потом эти материалы использо­вать в том числе и в националь­ных объединениях». Также, по его мнению, необходимо сфор­мировать унифицированную единую форму электронной вер­сии реестра в помощь нацио­нальным объединениям и Ростехнадзору.

Дата публикации: 13/10/2009 11:18

Дата последнего обновления: 27/09/2011 23:03